В регионах много комплексных и точечных проектов создания водной туристической инфраструктуры. По словам Амунца, активно растет туристический потенциал Севморпути. Например, Архангельская область разработала предложения по созданию так называемого Североморского туристско-рекреационного кластера, а в Мурманской области идет масштабная работа над проектом "Арктическая гавань". С каждым годом количество заявок на проход судов по Севморпути, поданных в Ростуризм, увеличивается. В навигационный период 2013 года ведомство получило 21 заявку на проведение экспедиций, 22 заявки на морские спортивные туры с погружением, 28 морских круизов.
Как рассказал директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта минтранса Константин Пальников, существующая ФЦП по развитию туризма, конечно же, ориентирована на помощь частных инвесторов. "На каждый вложенный бюджетный рубль предполагается три привлеченных рубля инвестиций, - говорит он, - поскольку средств в бюджете немного, необходимо создать "скамейку запасных" из желающих принять участие в программе. Бюджетные средства полностью не осваиваются - с 2011 года часть выделенных средств перешла на 2012 год, потом - на 2013-й. Многие регионы, желающие поучаствовать, не успевают освоить средства. Так было, например, с Нижегородской областью, у которой был заявлен свой проект развития туризма, однако средства освоить не удалось, и оставшаяся часть пошла на проекты других регионов. Поэтому "запасные" должны быть, ведь пока у нас есть сложности в организации работы с инвесторами".
Пока освоена половина выделенных на этот год средств, однако эксперт надеется, что к концу года они будут освоены полностью. Всего до 2018 года из бюджета выделено 34 млрд руб., а желание принять участие в программе изъявили 24 региона с различными проектами, среди них, например, туркластеры в Рязанской, Ивановской и Ярославской областях.
Эксперты считают, что справиться с инфраструктурной недостаточностью в сфере туризма получится, если при реализации проектов делать ставку на ГЧП. По словам руководителя практики по инфраструктуре и ГЧП Дениса Качкина юридической компании "Качкин и партнеры", кластерный подход при использовании ГЧП в этой сфере направлен на снижение рисков для бизнеса и нагрузки на бюджет. Сама схема ГЧП для проектов в сфере туризма предусматривает, что за счет бюджета создаются участки обеспечивающей, сопутствующей инфраструктуры. Власти обязаны подвести коммуникации к участку, а дело бизнеса - построить там причалы, гостиницы.