Екатеринбургский балет завершил юбилейный сезон

Мировую премьеру нового балета на музыку Чайковского, Арво Пярта и Франсиса Пуленка хореограф Вячеслав Самодуров выпустил в союзе с художниками Энтони Макилуэйном, Ирэной Белоусовой и Евгением Виноградовым.

Вячеслав Самодуров, недавно сразивший Москву своими остроумными и лаконичными, как афоризмы, одноактовками, сменил имидж: он сосредоточился на полнометражных спектаклях. Вслед за Антверпеном, в феврале получившим самодуровских "Ромео и Джульетту", Екатеринбург представил "Цветоделику". Это подарок хореографа городу, в котором он с 2011 года возглавляет труппу оперного театра, - промышленному гиганту, со времен Демидовых ценящему инженеров превыше художников, но страдающему от серости окружающего пейзажа и утомленному собственной каменно-металлической сущностью. Буйство цвета в нем воспринимается как взрыв эмоций, освобождение от постоянного самоконтроля, обретение внутренней свободы.

Три акта "Цветоделики" можно рассматривать как три самостоятельные, не связанные между собой части спектакля - он от этого не пострадает: сильфидные тюники и колье первой части, роскошный кринолин, контрастирующий с трико во второй и взбитые короткие пачки третьей сами по себе способны устроить чемпионат мира по красоте и гармонии. Но "Цветоделика" зовет дальше: в мир, который некогда придумал в своих "Драгоценностях" Баланчин - части балета, контрастируя друг с другом, вместе создают узор калейдоскопической красоты и разнообразия. Хореограф, взяв в группу поддержки не только художников, но и композиторов, буквально жонглирует идеями. Аллюзии с "Пахитой" и "Консерваторией" - это, возможно, реверанс труппе, в прошлом сезоне сделавшей героический рывок из провинциальной успокоенности к изматывающему контрастному душу разных балетных стилей. Намеки на "Головокружительное упоение точностью" Форсайта - профессиональный вызов солистам, которые сегодня выглядят совершенно воодушевленными новой хореографией.

Новое профессиональное качество труппы кажется главным достижением "Цветоделики". Когда Самодуров только появился в Екатеринбурге и подготовил свое дебютное Amoro Buffo, танцовщики, от кордебалета до премьеров, выглядели обескураженными той невинной неоклассикой, которую им предложил хореограф. Блеснувшие в Москве "Вариации Сальери" уже демонстрировали, что в театре появились лидеры, сделавшие язык хореографа своим. Новый трехактный балет потребовал рекрутирования в работу всей труппы. И она представила спектакль не только с ответственностью, но и с наслаждением. А у бессменных солистов Елены Воробьевой, Андрея Сорокина, Ларисы Люшиной появились соперники: Ксения Мешкова, Мики Нисигути, Александр Меркушев. Как это обычно и бывает, талантливая хореография генерирует талантливых танцовщиков.