В прошлом году были отозваны лицензии у 33 кредитных организаций, а за последние 6 месяцев - еще у 38 банков. Набиуллина отвергла претензии к ЦБ по поводу того, что он предпочитает отзывать лицензии, а не спасать кредитные организации, подрывая тем самым доверие к банковской системе. По ее словам, перед каждым отзывом лицензии ЦБ рассматривает возможность санации и производит ее при наличии трех условий.
Во-первых, если банк системно значимый, то есть его крах может отразиться на всей банковской системе. Это не означает, что таким банкам даются привилегии, напротив, у ЦБ к ним повышенное внимание. Их ждут и повышенные регулятивные требования, какие именно - сейчас обсуждается.
В Центробанке взвешивают, что дороже: санировать банк или выплатить страховые возмещения. И решают спасать банк, если его основной бизнес не сосредоточен на обслуживании теневой или криминальной экономики. Экономически необоснованная санация банка приведет к неправильной мотивации банкиров: они решат, что можно некачественно управлять, копить долги, рассчитывая, что государство все равно придет на помощь. От этого разрушается рыночная дисциплина, снижаются стандарты управления рисками, развивается недобросовестная конкуренция.
Кстати, средства Агентства по страхованию вкладов (АСВ) перекрывают объем страховых возмещений, который будет выплачен в этом году в связи с продолжением отзыва лицензий у проблемных банков, заявил генеральный директор АСВ Юрий Исаев. В своей оценке он исходит из того, что ЦБ большинство проблемных банков уже с рынка вывел. Объем страховой ответственности по еще действующим, но уже взятым регулятором на карандаш банкам, участвующим в системе страхования вкладов, Исаев оценивает в 150-170 миллиардов рублей.
В прошлом году страховых случаев в связи с отзывом лицензий было 27, в текущем - уже 28. Объем страховой ответственности по наступившим случаям в этом году составил 121,8 миллиарда рублей, которые получили или еще должны получить 750 тысяч вкладчиков (в 2013 году - 125 миллиардов рублей и миллион вкладчиков соответственно).
Объем фонда страхования вкладов, за вычетом резерва по выплатам по наступившим страховым случаям, составляет 102 миллиарда рублей, а без резервов, сформированных под "крымские" выплаты - чуть больше 83 миллиардов рублей. АСВ ожидает до конца года поступления в фонд страхования вкладов 78 миллиардов рублей.
Оценочная стоимость активов в рамках процедуры ликвидации банков в среднем составляет всего 12 процентов от их балансовой стоимости. В результате удовлетворяется только 23,2 процента требований кредиторов, в том числе первой очереди - 54,8 процента, второй очереди - 25,2 и третьей - 7,7 процента. Ликвидационные процедуры в ходе банкротства не предусматривают оценку активов по рыночной стоимости, они продаются как можно скорее, чтобы удовлетворить претензии пострадавших клиентов банков, отметил Юрий Исаев.
Но помимо этого, качество активов у "сгоревших" банков очень низкое. Санаций мало, потому что практически нечего санировать, заявил зампред ЦБ Василий Поздышев. "Все все знают, но поделать ничего не могут", - на этом тезисе сошлись участники дискуссии. Чтобы исправить ситуацию, ЦБ хочет получить право на так называемое мотивированное суждение - тогда он сможет принимать меры, не имея еще документальных доказательств нарушения банком закона или нормативов.
Впрочем, большинство банков адекватно реагируют на политику ЦБ, уверена Эльвира Набиуллина. Это проявляется в сокращении сомнительных операций, в росте резервов по ссудам на более чем 20 процентов за первые 5 месяцев этого года. ЦБ надеется на скорейшее введение уголовной ответственности для банкиров за недостоверную финансовую отчетность и на установление повышенных платежей в АСВ для банков с высокорискованной политикой.
Значимых угроз финансовой стабильности уже нет, успокоила Эльвира Набиуллина. Рубль - в лидерах по укреплению среди валют развивающихся стран. Но беспокойство вызывает инфляция: в годовом выражении она продолжает расти и достигла 7,66 процента, в то время как по плану ЦБ должна была составить 5 процентов. Тем не менее Банк России не отказывается от задачи привести этот показатель к 4 процентам. Причем уже в среднесрочной перспективе.
Не будет Центробанк и включать печатный станок, чтобы решить проблемы экономики. Эмиссионное финансирование бюджета и долгов предприятий отбросит нашу страну в начало 1990-х годов, подчеркнула Эльвира Набиуллина. Делать заемные деньги для банков дешевыми регулятор тоже не намерен. Платежеспособный спрос на инвестиционные кредиты низкий, финансовая несостоятельность большинства инвестпроектов точно не является лишь следствием высоких процентных ставок, посетовала глава Банка России. Накачка экономики деньгами приведет только лишь к стагнации на фоне высокой инфляции.