Саму же информационную систему разработают в Минкомсвязи совместно с Минстроем. Поможет ли она не платить лишние деньги за квартиру и спасет ли от фальшивых квитанций, в интервью "РГ" рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Михаил Евраев.
Михаил Яковлевич, как информационная система ЖКХ спасет россиян от мошенников?
Михаил Евраев: Сейчас у граждан нет возможности проверять квитанции на достоверность начислений, и этим пользуются как недобросовестные управляющие компании, так и обычные аферисты, которые печатают поддельные платежки с номером своего счета и бросают их в почтовый ящик. Когда же мы переведем расчеты в электронную форму, всем пользователям в личный кабинет на портале ГИС ЖКХ или на электронную почту будет приходить официальный электронный платежный документ.
ГИС ЖКХ даст возможность россиянам получать достоверную информацию об услугах и тарифах. Пользователи смогут проверять корректность начислений и расчетов, вести мониторинг деятельности своей управляющей компании, быть в курсе расходов и доходов по дому, подавать жалобы. Граждане также смогут получать от управляющих организаций сведения о дополнительных работах и основаниях для их проведения.
Наша задача - сделать так, чтобы человек смог посмотреть, за что и кому он платит, каково состояние его платежей, что происходит с его управляющей компанией, сколько денег она получила и куда она их израсходовала.
А что произойдет, если управляющая компания не разместит информацию о начислениях?
Михаил Евраев: У нас более двухсот тысяч ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, и конечно, никакой Кодекс об административных правонарушениях не заставит компании размещать актуальную информацию. Не говоря уже о том, что вам придется еще и нанять целую армию контролеров и контролеров за контролерами. Административная ответственность должна быть, но она не может являться основой для создания таких систем.
Поэтому мы совместно с Минстроем выстраиваем систему на основе экономической мотивации - если на сайте с 1 января 2017 года управляющие компаниями или ресурсоснабжающие организации не разместят информацию о начислениях с соответствующими расчетами, у потребителя будет право не оплачивать эту услугу до размещения в системе полной информации. Без начисления пени.
Что еще появится в новой системе, в чем ее назначение?
Михаил Евраев: Суть ГИС ЖКХ в том, чтобы вместо многочисленных сайтов создать единую информационную систему, интегрированную с порталом государственных услуг.
В ГИС ЖКХ разместят информацию об объектах жилищного фонда, их технических характеристиках и состоянии, стоимости и перечне услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Там будут и сведения о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, об объемах и стоимости оказанных коммунальных услуг. Разместят и сведения по региональным и муниципальным программам капремонта. Это позволит гражданам получать информацию об объемах поставленных услуг, выполненных работах по своему дому и их стоимости, а органам власти принимать взвешенные управленческие решения.
Фактически система будет представлять собой целый комплекс услуг в сфере ЖКХ. Через эту систему можно будет подавать жалобы на некачественно предоставленные услуги и получать оперативную реакцию. Ведь процесс направления жалоб и получения ответов будет выстроен на автоматической основе, с сохранением всей переписки, дат и ответственных исполнителей.
Также жильцы смогут в ГИС ЖКХ проводить онлайн-собрания с электронным голосованием. При этом ключевой принцип системы - это добровольность ее использования гражданами. Если человек не хочет пользоваться системой, то он может получать всю информацию и счета, как раньше, в бумажном виде.
А сможет ли единая система стать масштабнее, чем портал госзакупок? Ведь туда вольются и уже существующие региональные информационные системы.
Михаил Евраев: Действительно, порталы "ГИС ЖКХ" и "Госзакупки" являются схожими в своем назначении и огромной значимости, которая заключается в возможности всем заинтересованным лицам видеть происходящее, соответственно, в сфере госзакупок и ЖКХ.
Для пользователей портала ГИС ЖКХ доступ к информации также будет предоставляться на бесплатной основе. Оператором системы назначена "Почта России", за счет средств которой и будет реализован проект. Почему? Почта, переходя от рассылки бумажных счетов на доставку электронных квитанций, не только сделает доброе дело, но и сэкономит деньги. Проект становится для предприятия окупаемым за счет минимизации издержек и предоставления современных почтовых и иных услуг.
Портал ГИС ЖКХ будет отражать состояние жилищно-коммунального хозяйства каждого муниципального образования, в режиме реального времени можно будет увидеть проблемы каждого региона и выработать пути их решения. При этом нам всем не надо будет запрашивать информацию у тех или иных органов власти и месяцами ждать от них ответы. Система все будет показывать сама и без-каких либо искажений информации.
А когда начнется интеграция региональных ресурсов в систему?
Михаил Евраев: Пилотное внедрение ГИС ЖКХ планируется проводить в три этапа. Объем функциональности на каждом этапе будет расширяться. Уже этим летом должен начаться запуск пилотных проектов в регионах. Сейчас у нас есть порядка 15 инициативных предложений от субъектов, и в ближайшее время мы совместно с Минстроем определим, где начнется пилотирование системы. Наиболее активно желание участвовать в этих проектах выражают Московская, Тульская и Ивановская области.
Нужно сказать о технологической стороне работы с регионами. Многие из них не ждали, пока на федеральном уровне начнется работа по созданию единого портала, и делали свои системы, что совершенно правильно. Поэтому нам важно не сломать уже созданное в регионах, а обеспечить интеграцию действующих систем в единый портал ГИС ЖКХ. А субъектам, у которых таких систем нет, дать возможность работать в специально создаваемом для них на портале региональном сегменте.