02.07.2014 12:17
    Поделиться

    Каждый третий лифт Петербурга угрожает жизни людей

    Каждый третий лифт Санкт-Петербурга может стать смертельной ловушкой для своих пассажиров, поскольку отработал свой ресурс.

    Жалобы каждый день

    Страшная гибель месячного малыша, почти раздавленного лифтом в середине июня, заставила жилищно-коммунальные службы Петербурга начать срочную поверку подъемных сооружений большинства домов города. И уже через неделю Смольный огласил ее неутешительные результаты. Отработавшими свой срок признаны более 40 процентов или 14 тысяч петербургских подъемников. Как результат - с начала года пострадало уже 12 человек, причем три человека погибли.

    - Жалобы на состояние лифтов поступают почти ежедневно. Но пока нет пострадавших, ни местные власти, ни жилищно-коммунальные службы не предпринимают никаких действий, чтобы этот поток иссяк, - рассказал гражданский активист и создатель сайта "Заливает.СПб" по проверке домов Петербурга Федор Горожанко.

    Однако, несмотря на такую ситуацию, власти Петербурга решились списать лишь пять из нескольких тысяч лифтов. Остальные, хоть и признаны техниками отработавшими свой ресурс, по мнению чиновников, еще могут послужить. Правда, сотрудники лифтовых компаний, выдавая заключение о своих объектах, стопроцентную гарантию выдавать отказываются.

    Русская рулетка

    Игорь Мележин уже 15 лет работает главным инженером и начальником ремонтных бригад в одной из таких компаний.

    - Если лифт отработал свой ресурс, то завод уже не может гарантировать того, что это устройство будет безопасным. Этого не может гарантировать и компания, которая занимается его техническим обслуживанием. А когда речь заходит о старом фонде, то там нужных мер безопасности не было изначально. В итоге я бы советовал жильцам таких домов ходить пешком. Поскольку эти подъемники, как русская рулетка, - один раз сел и нормально доехал, в другой раз "скорая" или МЧС, - объяснил ситуацию Мележин.

    Он показывает один из лифтов в доме по Невскому проспекту. Поверить в то, что этот раритет может быть не только на ходу, но и безопасным, не то что трудно, а просто невозможно. Его срок эксплуатации истек еще в конце 90-х, однако потом был продлен до 2005 года, а теперь бригаде Игоря Мележина поручено решить, дотянет ли подъемник без происшествий до 2015 года.

    - Такие лифтовые устройства уже давно мертвы. Мы просто продлеваем их агонию, зачастую методами, которые трудно назвать хорошими инженерными решениями. Но пока лифт проходит проверки, он продолжает работать. По крайней мере, до первого несчастного случая, - отметил специалист.

    Без стандартов

    Почему же чиновники допускают существование таких "ветеранов"? Ответ очень простой - поскольку единого стандарта безопасности и качества лифтов просто нет, то и закрывать такие подъемники не за что. Тем более что в Петербурге низкие требования не только к самим лифтам, но и к обслуживающим их компаниям.

    - Стандартов того, как должен выглядеть и содержаться лифт, сейчас не существует. Нет стандартов и для людей, которых набирают для их обслуживания. Тогда о каком качестве вообще можно говорить. Если лифт моего возраста могут признать готовым к эксплуатации на основании заверений техников, которые с подъемниками работали от силы несколько лет, то, конечно же, мы никогда не сможем избавиться от такой техники, - говорит заместитель директора СРО "Русьэкспертлифт" и участник Национального лифтового союза Сергей Прокофьев.

    Для примера - проблемы с лифтами в доме, где произошла трагедия с младенцем, были уже давно. Представители обслуживающей компании приезжали, делали краткосрочный ремонт и уезжали. А уже через месяц им приходилось возвращаться и снова начинать мелкий ремонт. И при этом по всем документам подъемник находился в хорошем рабочем состоянии, поскольку явно проверялись не нормы безопасности, а его общее состояние на момент инспекции.

    Многие лифты, как русская рулетка, - один раз сел и нормально доехал, в другой - "скорую" надо вызывать или МЧС

    Кроме того, по словам Прокофьева, множество управляющих компаний и ТСЖ нанимают для ремонта своих лифтов самые дешевые и совершенно непрофильные фирмы. С учетом законодательства они могут позволить снижать конкурсную цену до предельного минимума, когда денег, выделенных на подъемники, будет хватать только на то, чтобы доставать застрявших пассажиров, но никак не на ремонт.

    - Сейчас немалая часть обслуживающих лифты компаний работает за такие деньги, которых не хватит даже на ежемесячный ремонт домофона, не то что более серьезного технического устройства. О какой ответственности после этого можно говорить, - отмечает Прокофьев.

    Не в программе

    Коллега Прокофьева по союзу Алексей Захаров считает, что такие лифты надо не ремонтировать, а заменять. Только вот он не учитывает тот факт, что в Петербурге во многих домах этого сделать просто невозможно.

    - Мы столкнулись с тем обстоятельством, что в старом фонде огромная часть лифтов просто не подлежит замене. Шахты и особенности зданий не позволяют поменять подъемник на новый. При этом и просто закрыть старый тоже не всегда можно, ведь в некоторых домах это просто единственный способ пронести на верхние этажи какие-то грузы, например шкаф, поскольку лестничные пролеты очень узкие, - сообщил Захаров.

    Он отмечает, что в той же Москве некоторые собственники жилья все же добиваются определенной перестройки здания, но это обходится им в немалые деньги. Примерно от трех до семи миллионов рублей. Проще просто купить квартиру в новом доме. Также поменять ситуацию может решение властей внести лифты в городскую программу по капитальному ремонту. Но опять же из-за стоимости замены уже который год Смольный предпочитает жалобы на подъемники игнорировать. В новой программе на 2014 год этой проблеме внимания почти не уделили. В планах в основном ремонт кровель, замена труб горячего и холодного водоснабжения. По мелкому ремонту отчитаться гораздо проще.

    Виновные и осужденные

    Добавляет неразберихи в ситуацию с лифтами и то, что ни чиновники из комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, ни руководители компаний по ремонту этих объектов, как оказалось, не несут ответственности за происшествия, связанные с подъемником.

    - Чиновники в этом процессе не участвуют, поскольку не существует необходимых ГОСТов, а компании по обслуживанию и ремонту тоже имеют на руках нужные заключения экспертов. В итоге единственный, кто может понести ответственность, это мастер, последним проверяющий и ремонтирующий подъемник. Чаще всего именно на него и взваливаются все грехи, - рассказал председатель Ассоциации специализированных предприятий по безопасной эксплуатации лифтов Владимир Олейников.

    В Петербурге подобные прецеденты есть. Несколько лет назад суд признал виновным одного из рабочих ООО "Инженерный центр "ЛИКОН" - компании, которая была ответственна за лифт, убивший пожилую женщину. Причем осудили только мастера, самой компании был предъявлен лишь гражданский иск. Мало того, эта компания до сих пор работает. И именно эта компания отвечала за подъемник, убивший младенца.

    - Проблема в том, что в полиции нет экспертов с техническими навыками, позволяющими четко сказать, кто именно допустил ошибку и из-за чего лифт сломался. Поэтому доказать ответственность не только мастера, но и его руководства почти нереально. Вот и получается, что предприниматели остаются безнаказанными фактически в любом случае, то есть виновны многие, а сядет один, - пояснил Олейников.

    Впрочем, вскоре ситуация может кардинальным образом поменяться. В сентябре этого года вступает в силу разработанный государственный стандарт, устанавливающий квалификацию специалистов лифтовой промышленности и ремонта. Впрочем, эксперты отмечают странную ситуацию - новый закон не помогает в замене самих подъемников, а лишь назначает круг ответственных. Будет известно, по чьей вине умирают и калечатся люди, но как этого избежать все равно никто не подскажет. Поэтому петербуржцам все же лучше начинать привыкать к мысли о лестничных пролетах. Пусть так дольше и трудней, зато безопасней.

    Комментарий

    Андрей Джалалов, начальник технического управления Жилищного комитета Санкт-Петербурга:

    - Да, вопрос с лифтами стоит в городе остро. Петербургский лифтовый парк один из самых старых в России. За последние семь лет нами было заменено более шести тысяч лифтов, правда, большая часть из них лишь в последние три года. Но работы все равно ведутся. В этом году мы сможем отремонтировать более двух тысяч подъемников. Какую-то часть заменим. Так что говорить о том, что власти ничего не делают, нельзя. Я считаю, что ответственность лиц, отвечающих за технические устройства, надо повышать. Не должны такие происшествия заканчиваться лишь штрафами.

    Дарья Бузанова, государственный инспектор Северо-Западного управления Ростехнадзора:

    - Мы проводим проверки согласно плану, утвержденному генеральной прокуратурой России. Этот план размещен на сайте ведомства. Инспекторы также проверяют жалобы жильцов, но также только по указанию прокуратуры. Просто так инспектор прийти и проверить лифт не может.

    Поделиться