Казачья станица Мелиховская, где разыгралась трагедия, находится в живописном месте Ростовской области. Турбазы с выходом на Дон влекут к себе отдыхающих и являются престижным местом работы для местного населения - никаких предприятий в округе нет. Потому устроиться туда считается большой удачей. "Орлиный приют" в череде аналогичных баз славился тем, что там есть свой мини-зоопарк. Медведь, львица, две обезьяны, попугаи… Диковинка для местных, да и только! На то, в каких условиях содержатся дикие животные и соблюдаются ли при этом правила безопасности, внимание никто не обращал.
- Когда мне предложили работу уборщицей, я согласилась, не раздумывая. 12 тысяч в месяц обещали. До этого я дома с детьми сидела. Муж нас обеспечивал, а потом тяжелые времена настали. Хотели Дашу в садик определить, но в отделе образования сказали: мест нет. Вот уже год в очереди стоим, - вздыхает Ольга Копылова.
В тот злополучный день женщина взяла с собой на работу двух дочек, девятилетнюю Таню и пятилетнюю Дашу. Пока мама убирала территорию, девочки крутились рядом.
- Естественно, животные привлекали детей. Но я всегда говорила о том, что их не то что трогать, приближаться нельзя. Даша постоянно находилась у меня в поле зрения. Потом спросила разрешение: "Мам, можно я пойду водички попью?" А буквально через несколько минут я услышала крик, - вспоминает страшные события мать.
Даша была возле медвежьей клетки. Медведь впился зубами в руку девочки и трепал ее будто тряпичную куклу. Подскочивший охранник и Ольга с трудом отбили малышку у зверя. Откушенную кисть правой руки Даши медведь проглотил…
В тот момент действовать нужно было молниеносно. Чтобы ребенок не истек кровью, Ольга перетянула покалеченную конечность тем, что попалось под руку. Сидевший за соседним столиком парень (один из отдыхающих) подхватил Дашу и помчался к машине. 20 минут пути до ближайшего стационара показались Оле вечностью.
- Даша была в шоке. Я с ней все время говорила, чтобы она не потеряла сознание. Но так получилось, что не я ее успокаивала, а она меня.
В больнице маленькую страдалицу сразу повезли в операционную. Сейчас лечением Даши занимаются специалисты областной детской больницы. Главный детский травматолог-ортопед Ростовской области Александр Бойко демонстрирует рентгеновский снимок Дашиной руки:
- Помимо полной ампутации кисти произошел перелом лучевой кости. Пришлось наложить гипс. Когда раны заживут, можно думать о протезе.
Мы сидим с Ольгой, мамой пострадавшей девочки, в больничном коридоре. В случившемся она, конечно, винит себя. Но в то же время не снимает ответственности с руководства базы отдыха.
- Медведей кормили раз в день. Овсянкой, сваренной на костях. Возле клетки никаких предупреждающих надписей не было. А сама она была огорожена старой дырявой сеткой-рабицей. Дыры в ней такие, что пролезть свободно может и взрослый.
В Мелиховской только и говорят о ЧП.
- Ужас какой! - причитает одна из соседок. - Я слышала, у хозяина этой базы и дома целый зверинец из хищников. Разве можно их держать рядом с людьми?
О том, откуда на турбазе взялись звери, история умалчивает. Но сразу же после случившегося клетки с места происшествия вывезли, а саму базу закрыли для отдыхающих. Сейчас там работают следователи.
- Пускать никого не велено, - сказал, как отрезал, охранник, общаясь со мной через запертые ворота. - Хозяин никаких интервью не дает!
У входа сталкиваюсь с представителями управления ветеринарии по Ростовской области. Им предстоит выяснить, каким образом хищники попали на турбазу, в каких условиях содержались. Но то, что имело место множество нарушений, говорят, уже налицо.
Примечательно, что сам владелец зверинца вины своей не признает, несмотря на то что против него возбуждено уголовное дело по статье "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее тяжкий вред здоровью". Уже выяснилось, что медведь содержался в клетке, огороженной сеткой-рабицей, в которой имелся проем такого размера, что беспрепятственно забраться за ограждение мог бы и взрослый.
- Когда Дашенька была в реанимации, директор приехал к нам в дом со своим адвокатом, - рассказывает Ольга. - Слов сочувствия от него я не услышала. Первое, что он спросил, общалась ли я с журналистами. А узнав, был очень недоволен. Набросился на меня со словами, "где были мои глаза и вообще зачем я ребенка с собой на работу взяла". Но ведь оставить ее мне было не с кем! Да и подобное могло произойти и с другими детьми - люди там отдыхают семьями.
От оказания помощи директор не отказывается: бросил на стол сто тысяч рублей. И не забыл с родителей расписку взять, что деньги получены. Но сколько средств уйдет еще на лечение и реабилитацию малышки, пока неизвестно. Помимо прочего, теперь ребенку нужен психолог. Девочка пока не понимает, что увечье останется навсегда.
Александр Липкович, заместитель директора по научной работе заповедника "Ростовский", кандидат биологических наук:
- Что говорить о детях, когда, как показывает опыт, многие взрослые черпают свои знания о диких животных вовсе не из научной литературы, а из мультфильмов. Например, считают, что мишка добродушный. А ведь медведь опаснее льва или тигра! Даже в цирке косолапые выходят на арену непременно в наморднике. Да и по выражению его морды непонятно, что ему придет в голову в следующий момент. Он сию минуту может ласково лизать вам ухо, а уже через мгновение снимет скальп. Уверен, за содержание дикого животного в неволе должен нести ответственность его владелец, который обязан гарантировать безопасность для окружающих. Случаи нападения повзрослевших медведей на людей вовсе не редкость в частных зоопарках. Если бы подобное произошло в Европе, хозяину медведя всю жизнь пришлось бы работать только на то, чтобы выплачивать компенсацию покалеченному его питомцем человеку.