На эти и другие вопросы читателей "РГ" ответила на "Деловом завтраке" в "РГ" заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Москвы Наталья Сергунина.
Островок стабильности
- Наталья Алексеевна! По мнению экспертов, страна вступает в полосу стагнации, которая может продлиться три-четыре года. Москва тоже ощущает на себе ухудшение экономической ситуации?
Наталья Сергунина: У Москвы - своя специфика. Не первый год она является островком стабильности в России. Даже санкции, которые Запад пытается применить к ряду отечественных бизнесменов, пусть они простят меня, столице на руку. Ведь теперь, когда перед ними встает вопрос, куда вкладывать деньги - за рубеж или в Россию, они в конечном счете решают в пользу Москвы и приходят покупать, к примеру, спорткомплекс "Олимпийский". Конечная стоимость продаваемого пакета акций этого объекта составила почти 4,7 млрд рублей. Москва же со сменой собственника ничего не потеряла, так как комплекс останется объектом для спорта. Да и построен он уже достаточно давно, требует реконструкции, но теперь это забота инвестора, купившего его, а не города. Спрос от инвесторов на активы сейчас достаточно большой. Мы, конечно же, воспользуемся этой ситуацией.
За распродажей имущества, принадлежащего городу, москвичи наблюдают больше трех лет. Столичные власти объясняют, что работать с ним должен частный бизнес, а город - собирать налоги и жить на них. Оправдала себя такая политика?
Наталья Сергунина: Уточню: продаются в основном компании, которые не приносят дохода и не являются профильными для оказания москвичам социально гарантированных услуг. Задача государства, которое в данном случае представляет правительство Москвы: выполнять регулятивные функции, а не конкурировать с частным бизнесом. Частный собственник всегда эффективнее, чем государственный, как неоднократно доказано. Я считаю, что такая позиция вполне оправдывает себя и помогает нам выполнять и социальную функцию. Продав имущество, мы получаем деньги на оказание адресной поддержки по приоритетным направлениям тем, кто в этом нуждается. В итоге за последние три года мы избавились от неэффективных активов более чем на 270 млрд руб и одновременно сократили на 120 млрд руб., или на 40%, объем госдолга.
Что будет выставлено на продажу в этом году?
Наталья Сергунина: По результатам первых пяти месяцев уже продано 13 пакетов акций различных предприятий. На продажу выставлены конно-спортивный комплекс "Битца" (стартовая цена более 3 млрд руб.), ОАО "Ильинское подворье" (1,237 млрд руб.), планируется продать Московский шинный завод...
Дома-книжки на Новом Арбате тоже продадите?
Наталья Сергунина: Да. Причем не через какую-то закрытую сделку, а на открытом аукционе, в котором сможет принять участие любой желающий. Но надо иметь в виду, что весь стилобат там находится в частной собственности, а помещений, принадлежащих городу в доме N 21 - 90%, а в N 11 и N 15 - по 70%. Поэтому новому собственнику, когда дело дойдет до реконструкции зданий, предстоит консолидироваться с другими владельцами площадей. Тем не менее интерес к этим объектам большой, так как это знаковая, а не рядовая застройка, да и место завидное - самый центр города. Офисы там нерентабельны, а вот отели могут стать прибыльными, так как после сноса гостиницы "Россия" Москва испытывает дефицит трех-, четырехзвездочных гостиниц. Владельцы расположенных по соседству пятизвездочных отелей сразу поняли, что могут очень выгодно для себя расширить свое присутствие на Новом Арбате, представив весь спектр номеров. Поэтому они, возможно, тоже примут участие в предстоящем аукционе.
Жизнь в пешеходной зоне
Думает ли правительство Москвы о том, где будет брать деньги, когда будет распродано все имущество?
Наталья Сергунина: Ну, во-первых, его у города еще очень много. Из 356 ГУПов, насчитывавшихся в 2011 году, осталось 278, из них 70 находятся сейчас в процессе ликвидации, а 23 ГУПа переведены в АО. 35 преобразованы в ГБУ, и впереди такая же работа еще с 50 предприятиями в рамках создания ГБУ "Жилищник". С акционерными обществами тоже разбираемся: в настоящее время в собственности города осталось 284 АО из 337, которые мы получили в 2011 году. По госпрограмме у столицы должно остаться 220 обществ.
Во-вторых, избавление от непрофильных активов - не единственная статья доходов города. Ситуация, при которой Москве нечего будет продать, а, значит, что у Москвы не будет и доходов, в принципе невозможна. Дело в том, что главное направление для нас - это правильная настройка текущих платежей от аренды, земли, налогов.
А на пешеходных зонах, наоборот, город понизил налоги на имущество...
Наталья Сергунина: Да, мы предусмотрели там минимальный налог для общепита, чтобы привлечь туда бизнес для открытия в этих зонах как можно большего количества ресторанов и кафе, рассчитанных на любой кошелек. К концу года ожидаем первых результатов. Если наши расчеты оправдаются, то таким же образом можем простимулировать развитие в пешеходных зонах мини-гостиниц. Заграничный опыт показывает, что отели 2-3-4 -хзвездные, очень востребованы в центре города. Туристам нравится останавливаться в таких маленьких гостиницах, чаще всего семейных, когда утром можно спуститься на первый этаж позавтракать, там же пообедать и поужинать и весь день гулять по достопримечательностям, не тратя времени на поездки. Растущий поток туристов в Москву заставляет нас думать об этом. А за ресторанами, кафе, гостиницами подтянутся туда, где много народу, и магазины. Рынок сам себя выстроит.
Владельцы офисной, банковской недвижимости площадью 5 тыс. кв. м и более, напротив, стали платить налоги существенно выше. Исчисляемые от кадастровой стоимости, они будут расти до 2018 года. А с 1 января 2015 года этот порядок распространится и на тех, у кого в собственности недвижимость от 3 тыс. кв. м. Не опасаетесь, что с повышением налогов повысится и цена аренды, да так, что станет не под силу малому бизнесу?
Наталья Сергунина: Именно этим нас и пугали, когда в конце прошлого года мы вводили новый порядок налогообложения, что собственник, к примеру, торгового центра переложит бремя нового налога на арендатора. Случилось все наоборот. По итогам первого квартала торговые площади в городе даже подешевели до 7%. Это можно объяснить вводом в строй новых торговых площадей, другими факторами экономического влияния, но факт остается фактом. Следовательно, мы движемся в верном направлении. Тем более что те, у кого остаточная балансовая стоимость объектов была большая и они платили фактически близко к кадастровой стоимости, вообще выиграли, так как стали платить даже меньше. Тяжелее оказалось тем, кто укрывался от налогообложения путем занижения балансовой стоимости. Но этот год надо пережить, и далее налоги будут расти постепенно, без скачков. Малый же бизнес это вообще никак не затронуло, так как владельцы помещений площадью 300 тыс. кв. м как были освобождены от этого налога, так и сейчас не платят его.
Без суда и следствия
По вашей оценке еще в 2012 году не менее половины из 5 млн кв. м недвижимости, принадлежащей городу, использовалось незаконно, на чем бюджет города нес колоссальные потери. Удалось навести порядок?
Наталья Сергунина: Только с марта 2013 по июнь 2014-го мы освободили от незаконных пользователей 931 объект. Причем для этого не стали, как прежде, тратить годы на суды с самозванцами. Просто выселяем их силами департамента имущества и с привлечением департамента региональной безопасности. Большинство этих зданий в ближайшее время будет передано через торги и аукционы бизнесу или под городские детсады, МФЦ и прочие нужные москвичам услуги.
Есть еще одно следствие этой работы. Желающих снять чужие помещения становится все меньше: люди понимают, что их все равно выселят. Поэтому стали более основательно подходить к проверке документов у тех, кто предлагает помещения в аренду.
А выкуп малым бизнесом арендованных у города площадей наконец пошел? Долгое время Москва отставала в этом от других регионов страны.
Наталья Сергунина: Процесс удалось сдвинуть с мертвой точки. Раньше он не шел по вине городских властей, потом, когда мы упростили процедуру выкупа и создали все условия для него и с чисто экономической точки зрения (предоставляем рассрочку на три года), тормозили сами предприниматели. Многие - потому, что арендовали городские площади по льготной цене - 3,5 тыс. руб. за кв. м, что для Москвы почти за бесценок. Стали смотреть, кто именно и за что пользуется этими льготами. Открылось много интересного. Например, оказывается, у нас были социально-ориентированные рестораны. Лично я вообще не понимаю, что это такое, даже если какой-то ресторан 9 Мая покормит ветеранов бесплатно обедом. Почему город за это должен в течение всего года предоставлять ему помещение по льготной цене? Для меня это так и осталось загадкой. Или были у нас социально ориентированные химчистки. Тысячи таких же предприятий ими не были, а десяток - другой, ничем не отличавшихся от остальных, имели льготу! Мириться с таким положением вещей и дальше, конечно же, было нельзя. В результате из 1,5 тыс заявителей, которые хотели бы продлить свое право на льготные ставки, наша межведомственная комиссия поддержала всего 300, доказавших свою реальную социальную направленность, например, путем создания рабочих мест для инвалидов. Но даже эти 300 своими льготами вынимают из бюджета города целых 15 млрд руб. Это все равно еще очень много, ибо социальные обязательства города не могут носить массовый характер. Они должны иметь конкретных адресатов - многодетную семью, инвалида, ветерана и т. д. Именно так, все более точно и точечно, мы и постараемся строить помощь города.
Зарплаты продолжат расти
Не начнут ли власти вслед за бизнесом урезать льготы и москвичам?
Наталья Сергунина: Источники финансирования обязательств, взятых городом на 2014 год, - и социальных, и записанных в адресной инвестиционной программе, и транспортного развития города, у нас защищены. Мы эти деньги видим, знаем, что они есть. Поэтому никаких сокращений не предвидится ни в этом, ни в 2015 году. Тем более что экономика города, как показывают итоги первого квартала, развивается вполне стабильно. По большинству макроэкономических показателей в Москве положительная динамика. Вырос реальный сектор экономики, сохраняется самый низкий в стране уровень безработицы - всего 0,36% (по РФ - 1,24%). Растут доходы населения: за первые 4 месяца средний рост зарплаты москвичей составил 111,5% при инфляции 106,8. Впервые в истории города заработная плата бюджетников позволила войти им в группу самых высокооплачиваемых в Москве - у учителей она приблизилась вплотную к 70 тыс. руб., а у врачей - достигла в среднем 72 тыс. Это для города очень важно, так как в последнее время в столице происходят существенные изменения в структуре налоговых доходов. Если в 2011 году на первом месте был доход от налога на прибыль - на его долю приходилось 47%, а на долю НДФЛ - 40%, то в 2013 году доля НДФЛ выросла до 45%, а доля налога на прибыль, напротив, снизилась до 35%. Таким образом, главным "бюджетообразующим налогом" Москвы стал именно налог на доходы физических лиц. Поэтому власти прямо заинтересованы в росте благосостояния москвичей.