Арктические районы рискуют остаться без топлива и продовольствия

В Якутии повторяется прошлогодняя ситуация, когда в арктические районы из-за несогласованности и бездеятельности организаторов северного завоза не были доставлены десятки тысяч тонн топлива и продовольствия.

Прошлогодняя кампания обернулась уголовным делом для бывшего руководителя ФБУ "Администрация Ленского бассейна" Павла Снытко. Его уволили. Но, как выяснилось, многие якутские чиновники, ответственные за организацию северного завоза, до последнего времени даже не знали о том, что в учреждении, от которого зависит 90 процентов успеха, более месяца назад сменился руководитель.

Недавно заместитель Генпрокурора РФ Юрий Гулягин провел в Якутске совещание по проблемам северного завоза. Когда докладывать поднялся и.о. руководителя администрации Ленского бассейна Сергей Лаврухин, собравшиеся долго выясняли, откуда он взялся, и куда делся Снытко. Ситуация участников совещания развеселила, в зале раздались смешки.

- Над кем смеетесь? Над собой смеетесь, - прокурор от негодования перешел на классику. - Вот такое у нас взаимодействие, что не знаем, кто руководит учреждением, которое будет углублять нам реки.

Лаврухин доложил, что техника и люди готовы, объемы работ запланированы, с финансированием проблем нет. Но он так и не смог ответить на простой вопрос: хватит ли "запланированных объемов" для того, чтобы обеспечить в навигацию достаточные глубины?

- Для этого нам надо точно знать планы по завозу.

- Их до вас, что, до сих пор не довели? - изумился Гулягин.

- У нас нет ясности в том, что, когда и каким способом повезут. Кроме того, многое будет зависеть от погодных условий, - ответил речник.

Однако все равно никто не даст гарантий того, что теплоходы не окажутся на мели.

- Согласно утвержденной руководством Росморречфлота программе гарантированных судовых ходов, в устье Индигирки определена рабочая глубина 130 сантиметров, - отметил зампред правительства Якутии Анатолий Скрыбыкин. - По такому каналу не сможет пройти ни одно судно либо придется гонять их полупустыми. У самого легкого нашего теплохода осадка 120 сантиметров.

Никто не запрещает копать и глубже. Но только никто за это и не заплатит - деньги выделяются на запланированные объемы вынутого грунта.

Юрию Гулягину опять пришлось удивляться:

- Не понимаю, как можно закладывать в программу заведомо провальную ситуацию?

Увы, когда дело касается северного завоза, возможно все. На этой "игле" в регионе сидят 344 населенных пункта в 25 районах, не имеющих наземной связи с Якутском. Грузы туда доставляют по сложнейшей схеме в период коротких навигаций. До получателя они доходят через год-полтора после отправления. Ежегодно в этот процесс вкладывается 27-30 миллиардов рублей. Деньги надолго омертвляются, выбывают из оборота. Это приводит к огромным неплатежам. По подсчетам прокуратуры, непогашенные долги по прошлогодним контрактам составляют 300 миллионов рублей. При этом, судя по всему, считали прокуроры через раз.

- Только нам муниципалитеты задолжали более трехсот миллионов, - рассказал "РГ" руководитель предприятия "Якутоптторг" Родион Федоров.

С проблемами стоимостью в миллионы и миллиарды рублей соседствуют "копеечные", которые способны свести на нет любые усилия. К примеру, на мелководной Индигирке, где речники молятся на каждый лишний сантиметр воды, нет гидропоста. Поскольку Москва считает: водомерный пункт там не положен.

До 2010-го проблем с организацией досрочного завоза в Якутии не знали. Однако в тот год землесос "Анабар", углублявший устья северных рек, по решению федерального ведомства был направлен на заработки к Сахалину, где и утонул. Новый землесос доберется до Индигирки в августе и уже не успеет принять участие в обеспечении арктической навигации. Рыть судовые каналы будут старые земснаряды, которые в прошлом году оказались беспомощными.