Бишкекчане, особенно автовладельцы, надеялись, что с приходом нового мэра - Ису Омуркулова на посту градоначальника, напомним, сменил Кубанычбек Кулматов - такое понятие как ямочный ремонт автотрасс наконец-то исчезнет из жизни горожан. Но не тут-то было. Муниципалитет отказываться от этого дешевого способа приведения дорог в относительный порядок не намерен.
Согласно опубликованному графику работ, с июня по июль ямочный ремонт в Бишкеке будет проведен на различных участках более 60 улиц. На это потратят 30 миллионов сомов из 150 выделенных из бюджета на реконструкцию городских дорог. По мнению экспертов, это капля в море, но на то, чтобы худо-бедно заделать трещины и выбоины, хватит.
Но горожан сегодня беспокоит не качество такой работы. Люди давно привыкли к тому, что заплатки держатся самое большее осенне-зимний сезон. Бишкекчан больше возмущает другое: "скорость", с которой проводятся как ямочный, так и капитальный ремонты автотрасс.
Взять, к примеру, улицу Боконбаева. Фактически работы на одном из ее участков протяженностью всего 1,5 километра начались еще в конце апреля. Как сообщалось, планировалось увеличить ширину проезжей части, построить мост, обновить тротуары... Однако все, что сделали подрядчики за два месяца, - заблокировали въезд на участок и снесли старое дорожное покрытие.
В день, когда корреспондент "РГ" побывал на многострадальной улице, тоже не велось никаких работ. Лишь одинокий грузовик курсировал туда-сюда, да ветер шелестел мусором.
- А что прикажете делать? Как въезд к нам заблокировали, так мусоровозы перестали сюда заезжать. У кого совесть есть, те несут отходы до ближайших баков, у кого нет - бросают прямо тут. Больше тех, у кого совести нет, - говорит бишкекчанин Бакыт. Он, как и другие жильцы стоящей на закрытом участке многоэтажки, вынужден терпеть и вонь со стихийных свалок, и оседающую на окнах пыль с раскуроченной дороги.
Тем временем закрыли еще одну центральную улицу - Токтогула. Ее также будут капитально ремонтировать. Уже сносят старое дорожное покрытие. "Начинают за здравие, а заканчивать, видимо, будут за упокой", - иронизируют пользователи местных социальных сетей.
Такая медлительность - то же самое происходит и с ямочным ремонтом - уже привела к тому, что бишкекчане начинают заделывать дырки в асфальте своими силами. На одном из интернет-форумов висит следующее объявление: "Проблема в том, что мне до ужаса надоело по нескольку раз в день проезжать по раздолбанной улице Линейной. Есть толковый мужик. Он на безвозмездной основе иногда делает ремонт городских дорог. Я подумал: вдруг у заинтересованных горожан есть желание скинуться? Лично от себя готов дать на это дело 2000 сомов. Нужно оплатить только стоимость асфальта. Я узнавал: цена одной тонны 3660 сомов". Судя по отзывам, желающие сделать это есть.
А как в мэрии комментируют ситуацию? В муниципалитете считают, что ничего страшного не происходит. "Все работы ведутся строго по утвержденному графику. Это касается и капитального, и ямочного ремонтов. Понятно, что у горожан складывается впечатление, что подрядчики медлят, но это не так. Мэр постоянно подгоняет подрядчиков, просит их ускорить работу", - заявили "РГ" в пресс-службе столичной мэрии.
Ямочный ремонт, по официальным данным, должен завершиться в Бишкеке до 31 июля 2014 года. Что касается капитальной реконструкции нескольких столичных улиц - проводится она, кстати, на китайский грант, - то здесь все сложнее. С такими темпами подрядчики могут и не управиться до конца лета. И тогда асфальт им придется класть под аккомпанемент дождя.
Кубанычбек Кулматов, мэр Бишкека:
- Мы поставили задачу увеличить количество тротуаров в городе. Ранее внимание мэрии было сосредоточено на дорогах, сейчас мы переходим к другой концептуальной модели. Прежде всего мы хотим сделать тротуары, а потом дороги. К сожалению, в бюджете на ремонт и реконструкцию трасс в Бишкеке заложено, если не ошибаюсь, 150 миллионов сомов. Это на весь город. А вы знаете, сколько стоит один километр дороги? От пяти до 10 миллионов сомов выделено на строительство тротуаров. Сейчас ведутся переговоры о предоставлении определенной суммы из китайского гранта на реконструкцию дорог. Думаю, этот грант позволит нам в этом и следующем году отремонтировать 100 километ-ров автотрасс. Мы еще будем советоваться с горожанами относительно того, чем покрывать новые тротуары. Я думаю, наиболее удобной является брусчатка.
Кстати
Не так давно одна частная компания в присутствии чиновников из мэрии презентовала новый способ ямочного ремонта дорог. Сначала отбойником обрабатывали края ямы, чистили ее от мусора. После над выбоиной устанавливался специальный аппарат, который с помощью инфракрасных волн нагревал ее дно до высокой температуры. Затем из термобокса в яму укладывался новый асфальт и укатывался виброкатком.
Суть метода в том, что отпадает необходимость использовать битум, так как с помощью нагрева он поднимается из старого асфальта. Этот метод, по словам директора компании Евгения Мусиенко, на 20 процентов дешевле того, что используется сегодня при ямочном ремонте. А срок эксплуатации заплаток значительно больше.
После демонстрации чиновники пообещали подумать над возможностью использования рационализаторского предложения. Но ответа от них, насколько известно, так и не было получено.