Эскиз игральных карт времен Гражданской войны найден в Ростове-на-Дону

Известный коллекционер и исследователь истории азартных игр Евгений Григоренко подарил вторую жизнь белогвардейским игральным картам, которые появились на Дону в разгар Гражданской войны в 1918-м. После многолетних поисков он нашел единственный дошедший до нас эскиз игральных карт "Донская колода". Теперь раритет стал доступен всем игрокам страны. О том, как удалось вернуть вторую жизнь белогвардейским картам Евгений Григоренко рассказал "Российской газете".

Рожденные контрреволюцией

С момента появления игральных карт в России - еще в ХVII веке - власти, учитывая популярность азартных игр, стали использовать их для своей пропаганды - к такому выводу пришел Григоренко.:

- К числу пропагандистских карт относится и "Донская колода". Выпуск этих карт произошел в результате стечения обстоятельств. После Февральской революции 1917 года на юге России возник кризис с наличными деньгами. Население рассчитывалось "николаевками" - царскими рублями, "керенками" - ассигнациями Временного правительства, но их не хватало. В некоторых областях в ход пошли даже почтовые марки и этикетки. При этом на банковских вкладах мертвым грузом лежало 300 млн рублей населения.

Для решения проблемы в конце 1917 года в здании Ростовской конторы государственного банка собралась спецкомиссия. На ней было решено выпустить собственные дензнаки. В кровавом хаосе Гражданской войны реализовать эти планы удалось только летом 1918 года, когда к власти на Дону пришел атаман Петр Краснов.

В Новочеркасске была создана "Экспедиция по изготовлению денежных бланков", там и была напечатана Донская колода. Четыре масти показывают историю Дона на протяжении четырех столетий. Фигурные карты бубновой масти нарисованы в костюмах XVI века, трефовые - XVII, червовые - XVIII и пиковые - XIX. Тузы также украшены рисунками, соответствующими эпохе. Например, на тузе треф - Донской герб, который был еще до Петра I, - "Елень, стрелою поражёнъ, но не покорёнъ".

- Имя художника неизвестно, но среди историков и коллекционеров бытует мнение, что сюжеты для карт придумал сам атаман Краснов, - рассказал Евгений Григоренко. - Когда случайно увидел рисунки этой колоды в частной коллекции, то решил, что их надо обязательно переиздать, так как это наше наследие и история, - рассказывает Евгений Григоренко. - Вначале написал про эти карты в монографии "Русские игральные карты: история и стиль", затем напечатал небольшую партию карт, образцами которой делюсь с музеями и другими коллекционерами.

За советскую масть

Своим идеологическим оппонентам большевики ответили только спустя 13 лет. В популярном советском журнале "Крокодил" была напечатана статья "Битые карты", язвительно высмеивающая истинных и мнимых врагов Советской власти. Текст сопровождался рисунками полного набора фигур и тузов карточной колоды.

Не все карты, которые предлагало советское государство, пользовались популярностью. К примеру, игральные карты "Народности СССР", где были изображены различные национальности Советского Союза. В 1929 году произошел настоящий скандал.

- Вместо королей с дворницкими бородами, вместо надменных дам и валетов с блудливыми глазами появились представители национальностей нашего Союза. Бубнового короля заменяет старый узбек в халате и чалме. Нет больше валета с веревочными усиками. Вместо него - белорус в бараньей шапке. Нет также и пиковой дамы. В нашей стране нет места таким дамам. Ныне имеется молодая украинка в расшитой рубашке, молодая украинка пик, - зачитывает выдержки из фельетона журнала "Чудак" Евгений Григоренко. - Но власти рассудили, что в СССР все равны, узбек не может быть "бит" белорусом. Колоду сняли с производства.

В военном строю

Довелось советским картам и повоевать. Советско-финская война 1939-1940 годов задала новые темы для художников. Сохранился эскиз игральных карт, где в остро-карикатурном виде были представлены лидеры фашистских стран, поддерживавших Финляндию. В начале 1942 года в блокадном Ленинграде художник Василий Власов нарисовал 17 карточных антифашистских рисунков. Всего было напечатано более 700 листов карт. "Антифашистские" колоды разбрасывались во вражеских частях. Известна еще одна колода военных игральных карт, созданная фронтовым художником Иваном Харткевичем.

Особенностью карт Харткевича стали надписи "окопного жаргона" немецких военнопленных. К примеру, на семерке - "7 дней на Востоке - неделя ада на утраченных позициях". Особенно интересным получился джокер - простой немецкий солдат, осененный мыслью: "Когда игра началась, я был беспечным и скромным, но она подходит к концу, и я знаю ее итог. Только падение Гитлера спасет Германию. Я сам решаю свою судьбу!"

Мечта

Как каждый коллекционер, Евгений Григоренко мечтает найти уникальный артефакт - колоду русских игральных карт XVII столетия. В описях Кремлевской оружейной палаты ему удалось обнаружить сообщение о том, что в царствование Михаила Федоровича иконнику Никифору Бовыкину было велено "написать потешную игру карты по золоту цветными красками в хоромы царевичу".

Отметим, тогда в своде законов 1649 года игра в карты приравнивалась к тяжким преступлениям и жестоко каралась. Она была включена в главу "О разбойных и татиных делах". "Можно только догадываться, какую трудную этическую и художественную задачу пришлось решать православному иконописцу, вынужденному выполнять столь непотребный и богопротивный заказ. Если эта колода когда-нибудь будет найдена, то, безусловно, явится жемчужиной русской, да и мировой карточной графики, - заявил Евгений Григоренко.

Интересные факты

Считается, что первые карты появились в Китае в VIII веке н.э., в эпоху правления Тяньской династии. По другой версии, что в XIV веке малоизвестный живописец Жикомин Грингонер изобрел карты для умалишенного французского короля Карла VI.

Привычные россиянам карты имеют французское происхождение. В традиционной немецкой колоде дам нет, зато есть целых два валета. Старшего называют "обер", а младшего - "унтер". В Южной Европе и Латинской Америке дамы тоже отсутствуют, их "место" заняли "Всадники". Швейцарские карты интересны тем, что там нет "десяток", зато есть "баннер". На китайских картах нет рисунка - только иероглифы.

Промышленное производство игральных карт в России началось в 1723 году обрусевшим выходцем из Австрии Николаем Фандерстамом и Василием Коротким, который несколькими годами ранее был отправлен в Европу для изучения технологии изготовления бумаги.