Цикл "Семь великих русских путешественников" выходит на Первом канале

Этот цикл не только расскажет, как наши первооткрыватели исследовали мир от Африки до Крайнего Севера, но и покажет то, что происходит на тех первобытных территориях сейчас. Премьера 6 июля в 12.15.

Автор фильмов - член Русского географического общества Леонид Круглов рассказал "РГ", как повстречал в джунглях последнее дикое племя на Земле и как с таймырскими шаманами отправлялся в царство мертвых.

Леонид Круглов: Каждая серия - это и рассказ о русском путешественнике, и повествование о том, что поражает воображение даже в наше богатое шокирующими событиями время. Первобытная среда, невероятные ритуалы и приключения - вот то, что нас интересовало. Экспедиции проходили на всех мыслимых и немыслимых видах транспорта: верблюдах, собачьих и оленьих упряжках, на ледоколах и даже на паруснике вокруг света. Все это заняло 8 лет.

Солидное время для сбора материала.

Леонид Круглов: Первая экспедиция была в приграничные районы между Эфиопией и Кенией. Места, которые открыл наш соотечественник Александр Булатович. Он удивительным образом возглавил армию эфиопского правительства и сто лет назад помог присоединить к Эфиопии одну треть ее теперешних территорий. Правда, эти присоединенные районы до сих пор изменились не сильно. Мы шли по ним с караваном мулов, полностью повторяя маршрут путешественника. Шли долго, пока не наткнулись на племя Сурма. Оно живет в изоляции от внешнего мира, племя кочевое, передвигается пешком. Единственный атрибут цивилизации у этих людей - автоматы Калашникова. Удивительно, но даже традиционный ритуал племени - красочная битва на палках - теперь зачастую заканчивается перестрелкой. В таких случаях нам приходилось буквально уползать с места съемок под прикрытием проводников.

Как они относились к вам, к стороннему наблюдателю?

Леонид Круглов: Специфика моей работы такова, что с первого раза никогда не удается внедриться в племя. Со второго-третьего - появляются проводники и друзья. Героем этого фильма стал человек по имени Черно-Белый Бык. Это он рассказывает историю племени через свою жизнь, через судьбу семьи.

Куда отправились после Африки?

Леонид Круглов: Вторая экспедиция была на Тибет, через Монголию, по следам Николая Пржевальского. Мы выбрали его первый маршрут в Азию. Тибет мы показали с территории трех государств: Непала, Индии и Китая. Чтобы передать, каким Тибет был сто лет назад, во времена Пржевальского, отправились в маленькое королевство Мустанг. Там есть верховный лама, есть столица с огромным дворцом, в котором нам удалось снять уникальные обряды, например, местную встречу Нового года, проходящую весной. Церемония длится три дня и в ней участвуют только самые просветленные монахи. Сама церемония напоминает красочный спектакль, с ролями и масками, повествующий о том, как буддизм пришел на территорию языческого Тибета, как те страшные духи преобразились. Кроме того, мы в подробностях покажем жизнь местного короля и его придворных, покажем настоящее средневековое тибетское королевство. Такого вы больше никогда не увидите, поскольку два года назад короля маленького Мустанга свергли "Красные бригады".

Третья серия посвящена Николаю Миклухо-Маклаю?

Леонид Круглов: И его путешествию на берег Папуа-Новой Гвинеи. Он считал, что наблюдает жизнь последних первобытных жителей планеты. Поэтому передо мной стояла непростая задача, нужно было проиллюстрировать его дневники, найти все-таки племена, которые еще не контактировали с нашим миром. На побережье, где жил Миклухо-Маклай, первобытных племен не сохранилось. Мы отправились глубже, в центр острова, в поисках необычного племени - людей, живущих на деревьях. Это маленькое племя, которое вступило в контакт с внешним миром всего 10 лет назад.

То есть на Земле еще остались такие племена, которые только сейчас на наших глазах начинают контактировать с "большим миром", с цивилизацией?

Леонид Круглов: Даже в Библии есть пророчество, что когда последние язычники соприкоснутся с нашим цивилизованным миром, наступит конец света. Видимо, еще не время для такого конца.


Самым романтичным приключением Леонид Круглов называет кругосветку на паруснике "Седов". Борьба с океаном - не шутка, но стихия покоряется отважным. Фото:Леонид Круглов

Интересно, как первобытные люди восприняли этот первый контакт с непознанным?

Леонид Круглов: У меня есть точные свидетельства этой встречи. Ко мне попали записи голландских миссионеров, которые устанавливали первый контакт. Согласно их описаниям, люди на деревьях подумали, что наступил конец света. Никогда они не видели существ в одежде, с непонятными им приборами. Мы тоже нашли деревню людей на деревьях, ту, жители которой еще никогда не встречались с чужими. И они при нашем появлении очень испугались. Нам тоже было сложно, потому что испуг вызывал агрессию и стремление защититься. Только на третий раз мы почувствовали себя "в гостях" спокойнее и даже сняли, как члены племени обзаводятся новым домом на дереве. Вообще жизнь их напоминала мне картины из фильма "Аватар". Люди живут в лесу, среди своих священных деревьев, и на них надвигается угроза порабощения чем-то чуждым и враждебным.

Как вам показалось, они счастливее нас, тех, что поворачивают реки вспять и летают быстрее, чем скорость света?

Леонид Круглов: Я сам ожидал, что найду чуть ли не последнее райское место на земле. Но жизнь этих людей очень тяжелая. Я был в шоке от того, что увидел. Им постоянно приходится выживать в опасных джунглях. Они часто болеют, умирают, жизнь их очень короткая, наполненная войнами и распрями. В этих племенах до сих пор сохранился каннибализм. Жизнь там далека от рая.

Акцент

Путешествия на Дальний Восток и Таймыр: в объятия тигров и белых медведей

Леонид Круглов: Четвертая наша поездка была на Дальний Восток по следам исследователя Владимира Арсеньева и героя его рассказов Дерсу Узала. Арсеньев описывал живописный лес и был поражен тем, что встретил там первобытных людей, нанайцев, обладавших невероятными знаниями о том, как распознавать следы животных, как ориентироваться в непроглядной чаще тайги. Он сравнил их с североамериканскими индейцами по ловкости и знанию природы. Но самое удивительное, что с нами случилось - это встреча с тиграми. Удача была невероятная. Вместе с группой тигроловов мы пытались поймать животных, чтобы надеть на них радиоошейники. И в один из дней нам попалось сразу три годовалых тигра. Их мама, правда, все это время кружила поблизости, так что на все про все у нас было 20 минут, надо было еще убежать. Еще одна северная серия - о Таймыре и открытиях Харитона Лаптева, сделанных в XVII веке, когда он по заданию царя искал, где на Севере заканчивается земля русская. И сейчас многие территории Таймыра - в секторе недоступности. Мы туда пробивались на ледоколе. Выгружались во льдах с трудом, потому что нас атаковали белые медведи. На этой ледяной земле мы встретились с небольшим народом нганасаны, с потомками легендарного шамана и даже отправились с ним в мир мертвых. Туда, куда нормальные люди не ходят. Описать, что мы там почувствовали, сложно, но на призывы шамана приходили его помощники - бурый и белый медведи. По крайней мире, я их слышал.