03.07.2014 11:48
    Поделиться

    В Ярославле закрыли больше половины школьных живых уголков

    Ярославские педагоги-биологи в тревоге: в последние годы в учреждениях дополнительного образования закрыты многие уголки живой природы, в которых дети учились наблюдать и ухаживать за животными, писали свои первые научные работы и просто становились более чуткими к окружающему миру. Когда в апреле на межведомственном совете в Ярославле при участии министра образования и науки Дмитрия Ливанова обсуждалась концепция развития допобразования в масштабах страны, вопрос об уголках живой природы тоже был задан и принят к сведению - это вселило в специалистов определенные надежды.

    Ни покормить, ни погладить

    А пока... Из семи живых уголков, когда-то работавших на территории Ярославля, сегодня остались три. Да и они функционируют с превеликим трудом и в основном за счет одного лишь энтузиазма их сотрудников.

    - Причин у этой ситуации несколько, - говорит заведующая кафедрой зоологии Ярославского педуниверситета, депутат муниципалитета Елена Анашкина. - Из бюджетов не выделяются необходимые средства, из-за крайне низкой зарплаты очень серьезна кадровая проблема, но, главное, ужесточилось федеральное законодательство. А именно - требования к содержанию и работе таких уголков, выполнить которые при существующем финансировании многие из них просто не смогли. С одной стороны, требования оправданны, поскольку уголки живой природы - это зона повышенной опасности: у животных могут быть заболевания, опасные для человека. Но с другой стороны, у нас все, к сожалению, доводится до абсурда.

    Уголок живой природы (УЖП) в центре детского творчества "Родник" закрылся около года назад: там, в частности, не смогли выполнить обязательное теперь условие - выделить дополнительное карантинное помещение для изоляции вновь поступающих и больных животных. Однако и до этого уголок существовал в лучшем случае на правах бедного родственника, а то и откровенной побирушки. Как рассказала директор "Родника" Ольга Бутикова, хорошо, если две-три тысячи рублей в год выделялось на питание животных. Чтобы питомцы не погибли от бескормицы, приходилось просить о помощи родителей занимавшихся в уголке детей, депутатов. Один парламентарий из собственных средств помогал регулярно. За счет тех же "спонсоров" делали и прививки.

    Но живой уголок - хозяйство хлопотное. Кроме питания, животным требуется еще и уход. Для этих целей предусмотрена ставка рабочего. А теперь внимание - цифра: за работу без выходных и отпусков (живность надолго без присмотра не оставишь) этому человеку полагается зарплата в размере МРОТ. В Ярославской области минималка сегодня равна 5554 рублям. Когда женщина, ухаживавшая за обитателями уголка, уволилась, замену ей в "Роднике" найти попросту не смогли.

    - Кроме того, Роспотребнадзор сейчас запрещает детям кормить животных и ухаживать за ними в уголках живой природы и даже проводить занятия в этих помещениях - из-за возможных аллергических реакций, - продолжает Ольга Бутикова. - И получилось, что живые уголки просто утратили изначально возложенную на них функцию, потеряли смысл, потому что наблюдать за жизнью животного, проводить научные исследования невозможно без контакта с ним. Из центров детской научной работы уголки превратились в какие-то мини-зоопарки, куда дети приходят только "посмотреть", и мы решили, что в таких условиях стараться сохранить живой уголок просто бессмысленно. Тем более что в нашем Заволжском районе появился настоящий зоопарк.

    Сороку не узнают

    Открытие Ярославского зоопарка, на первый взгляд, действительно снизило значение уголков живой природы. Но только на первый.

    Живые уголки, как правило были "под боком" - в каждом районе города

    - Когда появился зоопарк, директоров школ ориентировали на то, что это теперь образовательная база - пожалуйста, планируйте работу, автобус будет подъезжать к школе, будем возить, обучать, - рассказывает заведующая биологическим отделом городской станции юных натуралистов, где УЖП еще чудом сохранился, Наталья Пашутина. - Но это платно, а значит, подходит не всем. Да и нельзя целый класс постоянно возить в кружок - можно только на экскурсию.

    Зоопарк действительно предлагает занятия в кружках для детей от 7 до 14 лет, причем по достаточно демократичным ценам (при двух занятиях в неделю месячный абонемент стоит 250 рублей). Однако при несопоставимо больших возможностях зоопарка в плане разнообразия видов животных он проигрывает в другом. Живые уголки, как правило, были "под боком" - в каждом районе города, куда школярам нетрудно было добраться. На занятия же в зоопарк, расположенный, по сути, на окраине, рядом с оживленной трассой, заботливые родители ребенка без сопровождения скорее всего не отпустят. А значит, о серьезном дополнительном биолого-экологическом образовании говорить вряд ли возможно.

    Как следствие - отсутствие у детей подчас элементарных знаний о живой природе. По словам Натальи Пашутиной, очень многие ребята не знают, как выглядит галка, не узнают даже сороку, хотя о том, как сорока-белобока "кашу варила и деток кормила", слышат с яслей.

    - А тут вообще анекдотичный случай был, - продолжает биолог Пашутина. - В наш уголок на экскурсию пришли подростки. Две 14-летние девочки остановились возле клетки, на которой написано "Вид животного - курица бентамская". А там сидит петух, то есть самец бентамской курицы. И вот они заспорили. Одна говорит: "Это петух". Вторая возражает: "Нет, курица, тут же написано - курица". Первая не соглашается: "Нет, петух". Тогда вторая приводит просто убийственный аргумент: "Да ты чего! У петуха же четыре лапы!"

    Из юннатов - в ученые

    По мнению Елены Анашкиной, допуская закрытие живых уголков, общество ставит себя под удар, потому что люди перестают понимать свою ответственность за "братьев меньших" и за состояние окружающей среды.

    - Уголки живой природы - это не просто скопление животных, это центры, где формируют интерес к биологии, экологии, заставляют задумываться о многих экологических проблемах, - уверена завкафедрой. - Не преувеличу, если скажу, что процентов девяносто наших ученых-биологов и экологов прошли через такую юннатскую работу. Но даже если ребенок не будет ни ученым, ни врачом, ни ветеринаром, он получит массу положительных эмоций от общения с животными. Ведь не каждому покупают собаку, кошку, попугая... Живой уголок дает ребенку возможность "завести" такого питомца, друга, ухаживать за ним, кормить, наблюдать. Это развивает лучшие стороны личности. Они там и стихи пишут, и рисуют, и песни сочиняют. Все в комплексе. А у нас провозгласили важность дополнительного экологического образования и, по сути, свели его к нулю. Притом что уровень экологического образования в стране крайне низок.

    ...В некоторых оставшихся ярославских уголках живой природы уже задумались над тем, что придется, видимо, самим зарабатывать деньги на прокорм "наглядных материалов". То есть учить, конечно, будут бесплатно, а вот проводить экскурсии для "посторонних" посетителей - за небольшие деньги. Да и сейчас в этих уголках загодя просят экскурсантов приносить с собой хлеб, пшено, зерно - кто что сможет. Другого выхода просто нет.

    Компетентно

    Светлана Астафьева, заместитель директора департамента образования Ярославской области:

    - Сегодня, к сожалению, изменились сами направления дополнительных образовательных программ. Востребованность программ, связанных с работой с животными, снизилась. Уже меньшему количеству школьников это интересно. Что касается зарплаты персонала уголков живой природы, то, согласно нашим нормативным документам, человек, ухаживающий за животными, относится к категории рабочих по зданию. А должность рабочего, к сожалению, оплачивается очень низко. Поэтому надеяться действительно остается только на энтузиастов. Сама образовательная программа тоже финансируется по нормативу - из расчета стоимости на одного ребенка. Если организуется спортивная секция, из этих денег покупается инвентарь, если кружок экологического направления - тот же корм для животных.

    Поделиться