03.07.2014 17:10
    Поделиться

    Суд признал доказанной вину всех фигурантов дела "Булгарии"

    В оглашении приговора обвиняемым по делу о крушении теплохода "Булгария" объявлен перерыв до пятницы, 4 июля.

    Заседание, прошедшее в казанском ДК "Юность", заняло около пяти с половиной часов. За это время председательствующий Сергей Якунин успел зачитать описательную и мотивировочную части и перейти к показаниям потерпевших и обвиняемых.

    Вину Светланы Инякиной, Рамиля Хаметова, Ирека Тимергазеева, Владислава Семенова и Якова Ивашова в преступлениях, повлекших тяжкие последствия, судья назвал полностью установленной и доказанной.

    Так, главная обвиняемая, гендиректор ООО "АргоРечТур" Светлана Инякина, по данным следствия, при получении "Булгарии" в субаренду знала, что левый двигатель судна отработал свой ресурс и нуждается в срочном капитальном ремонте. Вместо того, чтобы его провести, предпринимательница решила заменить мотор на другой, происхождение которого неизвестно. Новый двигатель не имел заводской маркировки и других необходимых документов.

    Яков Ивашов прекрасно знал об этом, но внес в разрешительную документацию ложные сведения. После чего Ирек Тимергазеев, также будучи в курсе фальсификации данных, выдал Инякиной свидетельство о годности дизельэлектрохода к рейсам. Подчиненный Тимергазеева Владислав Семенов заметил нарушения в документах, но, не желая ссориться с начальником, выдал субарендатору "Булгарии" акт предлицензионной проверки.

    Первый помощник капитана судна Рамиль Хаметов, отрицавший свою вину, так как "не управлял теплоходом", по мнению суда, мог предотвратить катастрофу. Как установило следствие, старпом перед выходом из Болгара был назначен начальником вахты, то есть все руководство поездкой фактически ложилось на него. Как и ответственность. Хаметов, утверждают следователи, знал о предстоящем выходе в штормоопасный район в неблагоприятных погодных условиях, предупреждение о метеоусловиях он получил. Значит должен был убедиться в готовности всех систем судна, проверить, закрыты ли трюмы и иллюминаторы, и предупредить пассажиров о правилах поведения во время путешествия, то есть обеспечить максимальную безопасность в штормовом плавании. Этих действий вахтенный не выполнил, вдобавок отправившись в рейс без разрешения диспетчера.

    - Хаметов не предпринял меры безопасности 163 пассажиров и 38 членов экипажа. Не предпринял действий для борьбы за "живучесть" судна, что привело к гибели двух и более человек, а 76 находившимся на борту судна людям был причинен вред здоровью, - резюмировал судья.

    Напомним, оглашение приговора по делу о крушении теплохода "Булгария" началось в Казани ровно за неделю до третьей годовщины трагедии. Расследование продолжалось более двух лет, а судебный процесс занял один год.

    Жертвами крушения двухпалубного дизельэлектрохода 10 июля 2011 года стали 122 человека, в числе которых 28 детей.

    Председательствующий Сергей Якунин не исключил, что наказание пятерым подсудимым будет оглашено только в понедельник, 7 июля.

    Комментарий

    Владимир Маркин, официальный представитель Следственного комитета РФ:

    - К сожалению, трагическая гибель 122 пассажиров "Булгарии" стала закономерным итогом круговой поруки и чрезмерного желания обогащения обвиняемых. Казалось бы, когда на кону стоит ценность человеческой жизни, ни один нормальный человек не способен сопоставить ее с собственной выгодой. Однако вряд ли об этом задумывались как хозяева бизнеса по речным перевозкам, так и те, кто должен был надзирать за этим. И полное недоумение вызывает то, какую недальновидность, отсутствие профессионализма, и в то же время цинизм и алчность проявляли эти люди, выпуская в плавание такой корабль.

    Полномасштабная работа опытнейших следователей, собранная в девяти десятках томов уголовного дела, содержащих свыше тысячи допросов и более двух сотен экспертиз, установила, что непосредственной причиной крушения "Булгарии" стала именно негодность судна к плаванию, а также ненадлежащее исполнение своих обязанностей практически всеми лицами, отвечающими за его эксплуатацию.

    Чего стоит только госпожа Инякина, которая будучи субарендатором, эксплуатировала "Булгарию" с многочисленными техническими неисправностями, допустив к работе персонал, не прошедший ни соответствующего обучения, ни инструктажа по охране труда. Или сотрудники надзорных инстанций, которые видимо забыли, что от их решений зависят человеческие жизни. Эти, с позволения выразиться "работники", видимо не в первый раз надеялись на авось, спокойно дожидаясь собственной ошибки, однако вряд ли представляли себе ее масштаб.

    Да, обвиняемые высказывали соболезнования родственникам потерпевших, но их искренность очень сомнительна, так как никто из них не нашел в себе сил признать вину. Полагаю, собранные следствием доказательства позволят суду сформировать объективное представление обо всем произошедшем и вынести справедливый приговор. Что же касается остальных бизнесменов, эксплуатирующих допотопные корабли, призываю их учиться на чужих ошибках, чтобы впредь не допустить таких случаев.

    Поделиться