03.07.2014 12:44
    Поделиться

    Алтайский край начал восстанавливаться после наводнения

    Какие уроки нужно извлечь из наводнения на Алтае
    Алтайское краевое управление МЧС 29 июня заявило о том, что паводковая ситуация в регионе нормализовалась - уровень воды в реках спадает. Оставались подтопленными 272 приусадебных участка в барнаульском поселке Затон и Камне-на-Оби, но и они в ближайшие дни должны были освободиться от плена воды. Месяц страшного напряжения позади. Пришло время делать выводы из полученных уроков.

    "Никчемные прогнозы"

    Первый из них связан с тем, что по-прежнему имеются проблемы с точным прогнозированием погодных катаклизмов. По расчетам гидрологов, для весны 2014 года половодье должно было выдаться средним. Однако на Алтае внезапно начался аномальный дождевой паводок. Ученые уверяют, что предсказать его было практически невозможно - сегодня ни в нашей стране, ни за рубежом нет надежных методов прогнозирования таких форс-мажорных природных явлений.

    - Мы не получили достоверную информацию о водосборе в реках Бии и Катуни, о том, что происходит в Усть-Кане, Кумире и Чарыше, - отмечает вице-губернатор Алтайского края Яков Ишутин, с первых часов наводнения бывший на самых проблемных участках и ставший свидетелем и участником многих драматических событий. - Гидрометслужба сообщала, что запасы снега небольшие, первая волна паводка прошла нормально и вторая будет такой же. Но паводок побил все рекорды. Хотя полной неожиданностью для нас это все же не стало - вовремя сработала система оповещения.

    - Единственное, что можно было сделать, это спрогнозировать движение воды, - добавляет заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем (ИВЭП) СО РАН Владимир Кириллов. - Расчеты распространения волны паводка по руслу Оби, выполненные в нашем институте и Росгидромете, позволили спрогнозировать уровень воды в районе Барнаула и дать рекомендации по управлению пропуском паводка через Новосибирский гидроузел.

    Академик Олег Васильев, бывший организатором и первым директором ИВЭП СО РАН, уверен: чтобы предотвращать затопления, нужна система оперативного сбора и передачи в центр прогнозирования оперативной гидрометинформации о состоянии алтайских рек (подобная система создана, в частности, на Рейне). По мнению академика, также необходимо создать информационно-моделирующую систему прогнозирования гидрологического поведения реки, которая позволит вовремя оповещать население, органы власти и МЧС о возникающих экстремальных ситуациях. В Европе и США такие системы работают. В России этой задачей могут заняться подразделения министерства природных ресурсов и экологии, правда, для полноценной работы нужны дополнительные средства и квалифицированные специалисты.

    Тяжело в учении

    Второй урок связан с недостатком опыта действия в экстремальных ситуациях у муниципальных властей и с беспечностью населения, привыкшего полагаться на авось (о чем есть немало свидетельств спасателей).

    - Самых "стойких", не пожелавших эвакуироваться своевременно, пришлось снимать с крыш с помощью вертолетов и специальных подъемных устройств. Так было в ряде населенных пунктов Быстроистокского района, - вспоминает заместитель главы МЧС России, генерал-лейтенант Эдуард Чижиков.

    Получив горький опыт, селяне теперь будут внимательнее относиться к предупреждениям об угрозе ЧС. Что касается муниципалитетов, то совершенно очевидно: все учения по ГО и ЧС на районном уровне должны восприниматься с максимальной ответственностью. Слишком дорогую цену заплатил край за нынешнее наводнение. В первую очередь это касается шести человеческих жизней.

    Спасатели действительно спасли

    Третий момент связан с неоценимой помощью силовых структур.

    - Сотрудники МЧС работали четко, слаженно, оперативно и хладнокровно. Решили все задачи, какой бы сложности они ни были. В 2010 году, когда из-за лесного пожара в Михайловском районе выгорела деревня, мне пришлось плотно взаимодействовать с эмчээсовцами. Они и тогда хорошо работали, но сейчас их профессионализм стал еще выше, структура не стоит на месте. Большую помощь оказали военные. Группировка, командированная министерством обороны, составила более тысячи человек. Первой пришла на помощь Алейская мотострелковая бригада. Алейцы выслали нам тяжелые плавающие транспортеры, отработавшие три недели и оказавшие неоценимую помощь в Чарышском районе. Хорошо себя в том же районе проявили и военные саперы, - перечисляет Яков Ишутин.

    Кстати, серьезную помощь пострадавшим оказали местные волонтеры (в том числе из общественных организаций), система крайпотребсоюза и предприниматели (последние особенно помогли с доставкой бутилированной питьевой воды). На первых порах случались задержки с доставкой грузов, но потом к решению проблемы подключилась авиация МЧС, и гуманитарный коридор заработал бесперебойно. С помощью "вертолетной карусели", к примеру, были доставлены продукты и спальные принадлежности в Быстроистокский район.

    Пересмотреть проекты

    Четвертый урок связан с состоянием гидротехнических сооружений. Многие были просто смыты, поскольку назвать их полноценными дамбами язык не повернется (речь, в частности, идет о насыпи у барнаульского Поселка Ильича). Придется вносить далеко не первые коррективы в многострадальный проект Бийской дамбы, о необходимости возведения которой заговорили еще в 2006 году, когда город тоже подвергся подтоплению. Восемь лет ушло на проектирование, всевозможные согласования и попытки вхождения в федеральное финансирование (городу сумму в 490 миллионов рублей не потянуть). Но последнее наводнение показало: уровень паводка на полметра превысил расчетную высоту будущего сооружения.

    - Вместе с Ростехнадзором обязательно проведем полную повторную ревизию всех гидротехнических сооружений и будем пересматривать паспорта территорий. До последнего времени считалось, что в крае 54 населенных пункта подвержено угрозе паводка. Такой вывод был сделан на основании средних многолетних значений. Стихия внесла коррективы в список: было подтоплено более 107 населенных пунктов в 25 муниципальных образованиях, - сообщил начальник главного управления МЧС России по Алтайскому краю Игорь Лисин.

    Сейчас в крае идет этап восстановительных работ - более сложный, чем аварийно-спасательные мероприятия. В сжатые сроки предстоит восстановить разрушенные мосты (таковых набирается около сорока), размытые дороги и улицы, поврежденные объекты социальной инфраструктуры и жилые дома. Проблем много, и одна из них связана с отсутствием у ряда объектов правоустанавливающих документов (например, из десяти разрушенных спортсооружений документы были лишь у двух).

    В крае уверены: весь комплекс восстановительных работ можно сделать качественно и в короткий срок при полноценном финансировании из федерального бюджета. Сил и возможностей у строительного и дорожного региональных комплексов достаточно.

    Комментарий

    Александр Карлин, губернатор Алтайского края:

    - Средства на ликвидацию последствий наводнения мы не забираем из краевых программ, а используем на эти цели деньги нашего резервного фонда, либо федерального центра.

    Справка "РГ"

    По предварительным оценкам, суммарный ущерб от наводнения в Алтайском крае составил 4 миллиарда 482 миллиона рублей. Эту цифру на заседании оперативного штаба по ликвидации последствий наводнения назвал вице-губернатор Яков Ишутин. По последним официальным данным, в крае от наводнения пострадало 38 619 человек. В ликвидации последствий принимает участие более 1 100 человек и 422 единицы техники. В регионе определены предварительные объемы затрат на проведение аварийно-восстановительных работ в сумме 2 миллиарда 342,4 миллиона рублей, в том числе по объектам социальной сферы - 520 миллионов рублей, ЖКХ - 280 миллионов, транспортной и энергетической инфраструктур - 1 миллиард 422,4 миллиона рублей. На выполнение аварийно-восстановительных работ в жилых домах, пострадавших от последствий паводка, по предварительным оценкам, понадобится 2 миллиарда 115 миллионов рублей.

    Поделиться