Как сообщает The Wall Street Journal, комитет, занимающийся оценкой рисков инвестиций для национальной безопасности, примет решение в течение 75 дней. Столь долгий срок рассмотрения - два с половиной месяца - связан с внешнеполитической обстановкой и напряженными отношениями США и РФ.
Тем не менее, эксперты полагают, что вероятность одобрения сделки высока.
"Этот бизнес на текущий момент времени не нужен Morgan Stanley, в частности, из-за вступления в силу закона Додда-Франка, который серьезно ограничивает права инвестиционных банков по торговле сырьем. В такой ситуации логично предположить, что кредитная организация захочет продать эту часть своего бизнеса полностью, получив за это существенную прибыль, чем постепенно сокращать штат сотрудников и ликвидировать актив, не получив за него денег", - полагает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ".
Для "Роснефти" покупка нефтетрейдингового бизнеса банка и 49 процентов акций компании, управляющей флотилией танкеров - прекрасная возможность к дальнейшей диверсификации собственных активов путем наращивания своего присутствия в тех отраслях бизнеса, где она до сих пор была представлена очень слабо. В сделку также входят договор об инвестициях в акционерный капитал и соглашения о транспортировке, хранении, поставках и закупке нефти.
"По условиям договора компания получит всю инфраструктуру, что, наверно, является наиболее интересным для нее приобретением. С другой стороны, на фоне текущего охлаждения отношений между Россией и США американские власти вполне могут посчитать, что данная сделка может привести к увеличению влияния российской квазигосударственной компании, что будет идти в разрез с текущей политикой правительства Штатов. Таким образом, риск того, что она будет заблокирована, сохраняется, хотя я все-таки склоняюсь к положительному решению вопроса", - резюмирует Сороко.
Андрей Богдашов, старший персональный брокер ФГ БКС:
- И для Morgan Stanley, и для "Роснефти" это хорошая сделка. Morgan Stanley хочет продать свой трейдинговый бизнес и сейчас получил от "Роснефти" хорошее предложение. Для "Роснефти" это хорошая сделка, поскольку трейдинговый бизнес отлично впишется в структуру компании. Шансы на одобрение очень велики, сделка, скорее всего, состоится.
Алексей Шипов, член правления ГК АКИГ :
- Сделка между "Роснефтью" и Morgan Stanley строится по принципу win-win. Американский финансовый конгломерат, очевидно, выгодно решает задачу по продаже низкорентабельного бизнеса. Российский нефтяной гигант продолжает планомерно реализовывать стратегию становления глобальным игроком энергетического рынка. Поскольку сделка подразумевает передачу российской стороне лучших практик в области управления рисками, бизнес-процессами и компетенциями, "Роснефть" также решает вопрос повышения эффективности системы управления бизнеса, что является определяющим с точки зрения конкурирования на мировой арене.
Учитывая напряженность отношений стран в настоящем моменте времени, сделка по покупке "Роснефтью" нефтетрейдингового бизнеса, принадлежащего Morgan Stanley, будет рассмотрена Комитетом по иностранным инвестициям США с особой тщательностью. Однако на оптимистический лад настраивают заявления лидеров обеих организаций об успешности задуманного.
Григорий Бирг, содиректор аналитического отдела "Инвесткафе":
- Время для получения одобрения сделки от комитета по иностранным инвестициям, не самое легкое для "Роснефти". Президент компании недавно попал в санкционный список США. Однако, против самой компании санкций введено не было. Более того, партнеры "Роснефти" выступают против введения санкций против России. Подобного мнения придерживаются и ряд других представителей крупного бизнеса. Среди них и продавец, Morgan Stanley, который рассчитывает закрыть сделку по продаже в этом году. Отказ от одобрения сделки по политическим причинам, была бы негативна для американского банка.
"Роснефть" растет и развивается, расширяет географию деятельности и формат сотрудничества с потребителями. Компания заключает все больше сделок на прямые поставки нефти конечным потребителям в обход трейдеров. Для осуществления больших объемов сырья в больших направлениях и требует от "Роснефти" инвестиций в собственный бизнес по торговле нефтью.