Николай Васильевич, даже сейчас иногда спорят: правильным ли было решение образовать Брянскую область в год войны. Уместны ли такие споры?
Николай Денин: Если помните, Брянская губерния как самостоятельный регион РСФСР была образована еще в апреле 1920 года. Она просуществовала до октября 1929 года, когда была включена в Западную область вместе с Орловщиной и Смоленщиной. Однако жизнь показала, что это образование было слишком громоздким. И в конце сентября 1937 года она была снова перекроена. На ее территории снова появились Смоленская и Орловская области, а вот наш край был отнесен к Орловщине, в составе которой мы находились четыре года, до начала немецкой оккупации.
И то, что 5 июля 1944 года образовалась Брянская область, за десять месяцев до окончания Великой Отечественной войны, было очень обоснованным решением. После страшных лет оккупации и чудовищных разрушений требовалось приблизить органы управления к населению, укрепить руководство восстановлением народного хозяйства. Сейчас многие уже забыли, какой след оставила на Брянщине война. Пепел и руины! Были взорваны или сожжены практически все производственные здания, гитлеровцы разграбили и вывезли промышленное оборудование, технику колхозов, совхозов и МТС. В руинах лежало 70 процентов жилого фонда. Была разрушена транспортная сеть, уничтожены все учебные заведения, больницы, клубы, библиотеки... практически все! Материальный ущерб, причиненный войной Брянской области, исчислялся астрономической суммой - 24,4 миллиарда рублей в старом масштабе цен. Сегодня это триллионы рублей.
Тем не менее уже через пять лет заработали практически все машиностроительные предприятия, выпуск продукции приблизился к довоенному. Было завершено восстановление и городского хозяйства. С новыми силами заработал флагман нашей индустрии - Брянский машиностроительный завод, созданы автомобильный и электромеханический заводы, камвольный комбинат... Так что ответ на свой вопрос ищите в сегодняшнем дне. И он таков: Брянская область состоялась как самостоятельный регион. И по своей территории, численности населения, экономическому потенциалу мало чем отличается от соседних областей - Смоленской, Орловской, Калужской или Курской.
На чем сегодня держится экономика Брянской области?
Денин: Становым хребтом региона, конечно, остается промышленность. Доля области в валовом внутреннем продукте России невелика - где-то полпроцента. Но, к примеру, до 80 процентов российских автогрейдеров производится на "Брянском арсенале", половина вагонного литья поступает с Бежицкого сталелитейного завода. БМЗ выпускает 60 процентов маневровых тепловозов, только там производятся магистральные локомотивы. Брянская область дает 15 процентов автокранов и шесть процентов российского цемента. Эти направления мы и будем развивать в первую очередь, отказываясь от "грязных" технологий.
Кстати, заметны успехи и в области сельского хозяйства. Какой вы видите эту отрасль, скажем, через пять или десять лет? Нет ли перекоса в том, что предпочтение отдается прежде всего развитию животноводства?
Денин: Для начала немного цифр. Производство продукции сельского хозяйства в 2013 году увеличилось до 43 миллиарда рублей, индекс производства составил 112 процентов. Объем инвестиций в сельское хозяйство составил 20,7 миллиарда рублей. Тем не менее доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет всего около 10 процентов. Конечно, это упущение местной власти: в одно время селу уделялось мало внимания. Молодежь уезжала в города, а деревня просто умирала. Но мы вовремя спохватились и стали исправлять ситуацию. И кое-что удалось сделать. Мы возродили картофельное производство, получая миллион тонн клубней в год. Для глубокой переработки картофеля строятся новые предприятия. Развиваем совершенно новое направление - мясное животноводство. Именно в нашу область инвесторы пришли с крупнейшим в Европе проектом производства и переработки говядины. Никакого перекоса тут не вижу. Наоборот, мы уравновешиваем агропромышленный комплекс и укрепляем продовольственную безопасность России.
Честно говоря, ставлю перед собой задачу, чтобы лет так через пять-десять картофель, лук, морковь и остальные овощи в брянских супермаркетах были местного производства, а не завозились из Польши, Голландии или Испании. Чтобы весь ассортимент мясных и молочных продуктов также был местным, а не импортным. И мы этого, уверен, добьемся.
Эксперты отмечают, что оборонка на подъеме. Каковы тут перспективы?
Денин: В нашем оборонном секторе, как известно, сконцентрированы наиболее передовые технологии. Поэтому на БЭМЗ не просто признаки подъема, а мощный рывок вперед. Предприятие обеспечено заказами на годы вперед. У специалистов хорошая зарплата. В Карачеве создано и успешно действует детище "РОСНАНО" - ЗАО "Метаклэй", производящее материалы нового поколения. Жуковский мотовелозавод на самом современном оборудовании выпускает и велосипеды, и мототехнику. Такие предприятия формируют условия для развития инфраструктуры и социальной сферы.
Как сказывается на экономике региона сотрудничество с Белоруссией? Удастся ли сделать обмен технологиями равноценным и выровнять нынешний дисбаланс в торговле?
Денин: Беларусь - наш ведущий экономический партнер. Если в 2005 году товарооборот составлял 154 миллиона долларов, то в прошлом - уже 875. В нынешнем мы надеемся выйти на миллиард (!) долларов. По крайней мере прогнозы такие. Успешно работают совместные российско-белорусские предприятия "Брянсксельмаш" и "Амкодор-Брянск". Но в нашем торговом обороте действительно есть перекос: 70 процентов в нем составляет белорусский импорт. Связано это не с тем, что нам нечего предложить белорусской стороне. Белорусы продают свои товары в сотню с лишним торговых учреждений, а вот наши производители пока испытывают значительные ограничения. Мы постоянно работаем над тем, чтобы наше партнерство развивалось на равных условиях. В прошлом году в Минске была подписана программа развития сотрудничества между Брянской областью и Республикой Беларусь. Она будет определять развитие наших отношений.
Брянская область стала частью западного транспортного коридора. Что это дало региону?
Денин: Уже принято решение о создании близ поселка Белые Берега индустриального парка "Дебрянск". На площади в 98 гектар планируется открыть терминально-логистический центр. В парке "Дебрянск" на площади в 230 гектар будет создана промышленная зона с предприятиями транспортного машиностроения и другими. Инвестиции должны превысить 40 миллиардов рублей, будет создано 2,5 тысячи рабочих мест. Предполагается расширение автомагистралей. Правда, работа ведется не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, но не все зависит от областных властей.
У Брянска тысячелетняя история. Несколько лет назад были планы восстановить брянский Кремль. Суждено этому сбыться? Как будет развиваться областной центр?
Денин: Я уже упоминал, что вместе с постановлением об образовании Брянской области жители получили руины. От прежней архитектуры осталось немногое. К тому же сказалось, что Брянск в течение долгого времени был уездным городом. Тем не менее памятники архитектуры мы стараемся сохранять и поддерживать в достойном состоянии. Что касается Брянского Кремля, то само уже название его не совсем точное. Оно скорее поэтическое. Каменного кремля на Покровской горе никогда не было, были деревянные укрепления. Несколько лет назад выдвигались идеи воссоздать фрагмент этих укреплений. Но, на мой взгляд, важнее сохранить исторический облик Покровской горы с ее памятниками. Как и еще более древний символ Брянска - Чашин курган, где во время раскопок нашли исторические ценности. А главное, считаю, что в нынешнем градостроительстве все-таки создать условия для комфортного проживания населения. Брянск - очень зеленый город. Мы стараемся сдерживать наступление индустриальной среды. Признаюсь, удается это далеко не всегда. Но будем преумножать то хорошее, что у нас сегодня есть.
Система областной власти реформируется до сих пор. Насколько она отвечает потребностям народа?
Денин: В прошлом году сформировано правительство Брянской области, что позволяет улучшить работу органов исполнительной власти. Ликвидированы дублирующие функции, повысилась отдача. Весной нынешнего года у меня на одного заместителя стало меньше. Совершенствовать управленческий механизм будем постоянно.
Накануне вы сказали, что "всегда с душевным трепетом возвращаетесь в родную область". Чем это вызвано? Что вы так высоко цените в своих земляках?
Денин: По своему душевному складу брянцы вряд ли существенно отличаются, к примеру, от смолян, калужан, курян или орловцев. У нас одни корни, одна история, одна вера, один менталитет. Но у нас нет семьи, в которой не было бы связей с партизанами и подпольщиками. Это наложило свой отпечаток на характер. Брянцы немногословны и требовательны. У них особая мерка и к власти, точнее, к ее представителям. Они не терпят пустых слов и фальши... Словом, человеку нужно всегда соответствовать их требованиям...
Какие проекты ближайших лет будут формировать лицо Брянской области?
Денин: Основным поставщиком новых проектов и идей стало сельское хозяйство. Отрасль развивается и привлекает инвестиции. Хотелось бы крупные проекты увидеть и в промышленности. Пока же едем на старом багаже, исключая разве что нанопроизводство и ряд других предприятий. Есть планы развития международного аэропорта "Брянск". В целом темпы развития области выше среднероссийских. И перспективы более чем обнадеживающие. Так что семидесятилетие области - это повод для нас вспомнить нашу тысячелетнюю историю, вдохновиться подвигами предков, добавить веры и оптимизма в нынешней жизни. Поздравляю всех своих земляков, всех брянцев, живущих в разных краях!