03.07.2014 23:27
    Поделиться

    Валерий Выжутович: Свобода слова в провинции зависит от местной власти

    Минфин доложил президенту о результатах проведенного ведомством мониторинга оптимизации регионами расходов на информационное освещение своей деятельности. Как показал мониторинг, на собственный пиар местным властям денег по-прежнему не жалко. Рекомендации минфина практически проигнорированы.

    Напомним: Владимир Путин поручил руководителям регионов до 1 февраля оптимизировать расходы на информационное освещение своей деятельности, а минфину обеспечить мониторинг этих расходов. Поручение было дано на конференции Общероссийского народного фронта (ОНФ), участники которой пожаловались президенту на расточительство губернаторов. По данным ОНФ, в 2014 году на работу со СМИ из региональных бюджетов будет потрачено более 33 миллиардов рублей. Под видом обеспечения "информационной открытости и доступности деятельности органов власти, господдержки СМИ, развития информационного партнерства", говорилось на конференции, происходит "реализация имиджевой политики" регионального начальства или финансирование чиновников пресс-служб и профильных министерств.

    Недавно активисты ОНФ провели собственный мониторинг закупок в 55 регионах. Выяснилось, что с декабря 2013 года было объявлено тендеров на информационные услуги федерального уровня почти на 0,5 млрд рублей. Лидируют по расходам на пиар в федеральных СМИ Ростовская, Свердловская, Мурманская, Калининградская, Архангельская, Волгоградская и Тамбовская области, а также Адыгея - примерно по 10 миллионов рублей на регион. "При этом местные журналисты начали жаловаться, что их сокращают, перекидывая финансирование на раскрутку властей на федеральном уровне", - говорит председатель центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева.

    В президентском поручении губернаторам и минфину речь шла только об оптимизации региональных расходов на информационные кампании, а не об отказе от "губернаторской" прессы. Между тем три с лишним года назад вопрос ставился радикальнее. Тогдашний президент Дмитрий Медведев призывал глав регионов вовсе отказаться от непрофильных активов, попросту говоря - продать принадлежащие им средства массовой информации.

    Резоны и доводы против приватизации местных государственных СМИ у губернаторов быстро нашлись. Ну, например: как можно закрыть государственную газету, которая проводит большую работу по патриотическому воспитанию молодежи? Или: выход печатного издания из-под контроля областной администрации приведет к тому, что на его страницы густым потоком хлынут материалы об убийствах, воровстве, наркомании - и опять же: можно ли на таких примерах воспитывать молодежь?

    Региональную прессу, абсолютно зависимую от местных органов власти, называют "карманной". Не то чтобы только она заслуживала такого прозвища, просто зависимость СМИ от начальства в регионах сильнее и, я бы сказал, безысходнее. Ибо эта зависимость - финансовая. Кстати, именно поэтому были заведомо несбыточны упования на то, что под угрозой санкций российские СМИ прекратят промышлять "заказухой". Оказанием предвыборных информационных услуг за нигде и никем не учтенную плату сотни региональных изданий подчас только и кормятся, иначе давно бы уже сгинули. Принятые когда-то поправки в закон, вводившие наказание за такую "агитацию", были поправками к тарифам на "черный пиар": риск подвергнуться закрытию, пусть даже на месяц-другой, должен быть оплачен.

    Тип отношений между губернатором и "его" телекомпанией, газетой, радиостанцией тоже давно определился. Руководители администраций смотрят на подконтрольную им прессу как на один из своих департаментов, а не как на институт гражданского общества; на журналистов - как на подручных, а не как на контролеров и критиков власти. Самое удивительное (или, напротив, уже закономерное), что представители местных СМИ на свое общественное предназначение смотрят примерно так же. Как показал ряд опросов, большинство региональных журналистов скептически относится к идее независимости прессы, почти 70 процентов их них уверены, что государство имеет право и должно вмешиваться в деятельность средств массовой информации.

    Положение российских СМИ усугубляется кризисом. По данным Роспечати, примерно лишь половина зарегистрированных газет и журналов находится в постоянном рыночном обороте. Остальные по финансовым причинам приостановили свою деятельность. Некоторые не выходят в течение года и даже более, что фактически означает закрытие.

    Любой финансовый кризис - это по сути кризис доверия. "Если вы все понимаете, значит, вам не все говорят"... "Обманывают тех, кто хочет быть обманутым"... Подобные речения сейчас вошли в активный обиход. И они тоже - знак недостаточного доверия. Рядовых граждан - к информации о происходящем сегодня в банках, на предприятиях, на потребительском рынке, на рынке труда, а заодно и к прессе, распространяющей эту информацию. Согласно опросам, проведенным исследовательской группой ЦИРКОН, доверять журналистской информации более склонны люди с образованием не выше среднего (45 процентов), тогда как число "доверяющих" среди респондентов с высшим образованием составляет лишь 37 процентов. Почти три четверти (73 процента) опрошенных отмечают, что разные СМИ часто повторяют одну и ту же информацию, но 70 процентов согласны и с тем, что сообщения из разных источников часто друг другу противоречат.

    Надо признать, отечественный информационный товар далек от мировых кондиций. И не в последнюю очередь потому, что свобода слова в провинции зависит от власти, неизменно желающей влиять на СМИ, а то даже иметь и собственные медиаактивы.

    Поделиться