Вопреки многочисленным угрозам санкций со стороны США, дела в российской экономике пока идут на поправку. По крайней мере, об этом свидетельствует макроэкономическая статистика последнего времени.
"На вашем месте я бы не стал вкладываться в российские акции, если только вы не играете на понижение", - посоветовал в марте журналистам пресс-секретарь Белого Дома Джей Карни, предрекая дальнейшее падение российского рынка. Успехами игры на бирже господин Карни, судя по всему, не блещет. Российские акции с тех пор ведут себя с точностью до наоборот.
Индекс РТС, достигнув в марте таких низких значений, которые в последний раз наблюдались в далеком 2009-м (тогда рынок восстанавливался после кризисного обвала), развернулся и стал расти. С тех пор стоимость акций российских компаний на Московской бирже выросла почти на 30 процентов. И пока сохраняет тенденцию роста к локальному максимуму конца 2013 года.
Западные санкции пока вообще практически не сказываются на российской экономике. А если влияние есть, то оно, как минимум, неоднозначное. Например, на днях выяснилось, что экспорт товаров из США в Россию в мае достиг исторического максимума - 1,2 миллиарда долларов. То есть, влияние даже на торговлю с самими Штатами пока положительное.
Да и в целом в международной торговле наблюдается хорошая динамика. Так, судя по последним данным таможенной статистики, сальдо торгового баланса за первые пять месяцев этого года в годовом выражении выросло почти на 10 процентов (8,4 миллиарда долларов).
Никакого влияния не чувствуется и в сфере государственных финансов. Бюджет, вопреки опасениям Минфина, исполняется с профицитом, золотовалютные резервы растут. Это не говоря уже о том, что санкции, например, дали толчок развитию собственной российской платежной системы. Хотя западные политики до сих пор обходятся скорее символическими шагами и сами признают отсутствие реальных санкций против целых секторов экономики.
В более долгосрочной перспективе результаты российского роста "вопреки" оценить пока сложно - прошло еще слишком мало времени. Еще неясно, станет ли он устойчивой тенденцией. Пока, например, темп роста ВВП на душу населения в России, по последним данным Всемирного банка, сократился до 3,7 процента в 2013 году. Причем еще в 2010-2011 увеличение этого показателя составляло почти 25 процентов.
Также на минувшей неделе вышла в свет статистика о росте валового внутреннего продукта в России и США за первый квартал. Некоторые эксперты истолковали эти цифры как полное торжество российской экономики над американской: 0,9 процента роста "у нас" против "провала" на 2,9 процента "у них". Но подобное толкование является серьезной ошибкой. Дело в том, что в России и США сложилась разная традиция публикации статистики по ВВП. Американцы указывают его изменение "квартал к предыдущему кварталу", отбрасывают сезонные колебания и приводят результат в годовое выражение (грубо говоря, умножают на 4). Эта цифра имеет примерно такой смысл: сколько составил бы рост ВВП, если бы нынешняя динамика сохранялась весь год.
В России показателем ВВП со сглаженной сезонностью считается соотношение роста за определенный период в нынешнем году (в данном случае, январь-март 2014 года) к аналогичному периоду прошлого (2013). Здесь смысл иной - насколько уже вырос ВВП за год к определенному моменту времени. Таким способом американский валовый продукт тоже считается. Против роста в России на 0,9 процента, там он составил 1,6 процента.
Так что главного своего конкурента на мировой политической арене мы в этом году, возможно, только начнем догонять. Остается надеяться, что санкции развитых стран и дальше нам будут в этом помогать.