Новости

07.07.2014 14:00
Рубрика: Общество

Копты - потомки фараонов в современном мире

Как египтяне стали православными
Судьба древнеегипетского государства удивительна - расцвет и упадок чередовались здесь на протяжении веков. Древнеегипетская культурная традиция стояла у истоков христианства. Ученые отмечают общность египетского и русского православия, переживших времена гонений, но сохранивших самобытность. Сегодня, по разным оценкам, в мире живет от 6 до 9 миллионов коптов. О "подлинными египтянах", как они себя называют, - наш материал.
Христос и Осирис

Термин "копт", по мнению исследователей, восходит к слову "кубт" - это арабская транскрипция греческого "египтянин". Так мусульмане, вторгшиеся в Египет в 614 году нашей эры, называли все местное население, большую часть которого на тот момент составляли христиане.

"Христианство к III веку нашей эры становится довольно внушительной силой. Некоторые историки связывают быстрое распространение христианства в Египте с тем, что культ Христа был близок к египетскому культу умирающего и воскресающего Осириса. Другие, напротив, полагают, что к III веку древнеегипетские культы полностью выродились и были заменены греческими. Египтяне же охотно принимали христианство лишь потому, что оно противостояло религии поработивших Египет иноземцев, выражая тем самым протест против римского владычества", - пишет в своей книге "Копты. Египет без фараонов" российский египтолог, кандидат исторических наук Елена Толмачева.

Логично, что Рим увидел в христианстве серьезное препятствие своему владычеству: первые систематические гонения на христиан начались уже около 250 года. От христиан требовали демонстрации приверженности языческому культу. Отказавшихся заключали в темницу, жестоко казнили, иногда используя для этого разъяренных животных.

В 311 году императора Галерея поразил тяжелый недуг и все мольбы, возносимые им языческому богу, не получали отклика. Тогда он ухватился, что называется, за соломинку и указом разрешил всем христианам молиться Господу, но с условием, что те будут просить высшие силы о выздоровлении правителя. Молитвы не возымели действия, император скончался, но указ "дал зеленый свет" христианству в Египте, и к середине IV века оно приобрело статус законной религии.

Истребление "неверных"

За официальным признанием, как водится, последовал раскол - церковь начала борьбу с разного рода еретическими ответвлениями. Конец богословским разногласиям положил полководец Халифата Амр ибн аль-Ас, в 641 году завоевавший Египет. Для арабов-мусульман все без исключения христиане были "неверными".

Первый период правления мусульман не слишком сказался на коптской церкви: христианам было разрешено исповедовать свою религию, зажиточная их часть по-прежнему занимала в обществе высокое положение, хотя и вынуждена была платить новой власти немалые налоги. Ситуация ухудшилась в 706 году, когда коптский язык был запрещен. Отныне вся официальная документация велась только на арабском. Чем дальше - тем хуже: монастыри обложили разорительными налогами, христианам больше не разрешалось публично носить крест, зато их обязали надевать желтый тюрбан и колокольчик, чтобы отличаться от "правоверных"; почитаемым чиновником мог отныне стать только мусульманин, что выдавило коптов из общественно-политической жизни нового государства.

Позднее многие копты, опасаясь за жизнь своих семей, приняли мусульманство. Мужчины были обязаны носить на шее тяжелый деревянный крест, а с патриаршего собора в Каире слышны были мусульманские молитвы.

В 1250 году власть в Египте захватили турки-мамлюки. Это был странный период для коптов: времена, когда к ним относились терпимо, чередовались с, фактически, истреблением. Египтолог Елена Толмачева приводит такой показательный пример: священнослужители из коптской церкви Богородицы в Старом Каире находились в приятельских отношениях с мусульманами из расположенной неподалеку мечети, даже позаимствовали у тех светильники для проведения богослужения. Вместе с тем всего через несколько лет началось массовое истребление коптов, которых обвинили во всех мыслимых и немыслимых грехах. Даже в стихийных бедствиях, обрушившихся на Египет. Итогом стало то, что к XIV-XV векам копты составляли лишь двенадцатую часть населения страны.

Потомки фараонов

Начавшийся в 1801 году колониальный период Египта (в это время Наполеон уступил Египет англичанам) положил начало новой эпохе коптской церкви. Ее возрождения приходится на середину XIX века.

В XIX веке копты приняли заметное участие в формировании административного аппарата страны. Во времена монархии коптская буржуазия держала в руках половину национальных богатств. Копты играли главную роль в торговле, промышленности и землевладении. Сегодня коптов можно найти как среди буржуазии, так и среди беднейшего крестьянства, проживающего преимущественно в Верхнем Египте.

"В настоящее время, несмотря на свою малочисленность, копты занимают довольно значительное положение в экономической жизни Египта. Они входят в правительство, в их руках большинство компаний, связанных с химической промышленностью, фармакологией, транспортом. О политическом значении коптов говорит хотя бы тот факт, что бывший секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали является представителем одной из древнейших и уважаемых коптских семей", - говорит египтолог Елена Толмачева.

Несмотря на то, что современные христиане в Египте обладают теми же правами, что и мусульмане, сами копты говорят о трудностях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни: например, им сложнее пробиться на руководящую должность, невозможно попасть в высшие эшелоны вооруженных сил.

При кажущемся благополучии, случаи гонений на коптов в Египте фиксируются даже сегодня. Желающие избежать преследования христиане уезжают, как правило, в Канаду и Австралию: в этих странах как нигде в другом месте сильны коптские общины (около 2 процентов от общей численности египетских христиан).

Современный язык коптов используется для расшифровки древнеегипетских папирусов, поскольку он сохранил элементы греческого и древнеегипетского языков. Еще с начала нашей эпохи иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменили на греческое, а язык стали именовать коптским. И хотя в качестве разговорного он не употребляется уже лет триста, священные книги коптов печатаются не только на арабском, да и на коптском языке.

Отголоски древних времен

Святая земля Египетская на протяжении столетий привлекала всех интересующихся истоками православия, ставшего одним из стержней русской культуры.

В статье филолога-русиста и исследователя культуры христианства Востока Никиты Мещерского "Египетские имена в славяно-русских месяцесловах" приводятся примеры египетского происхождения православных русских имен. Так, ушедшее из обихода, но сохранившееся в русской фамилии, имя Онуфрий с древнеегипетского переводится как "Постоянно находящийся в состоянии благости" - один из эпитетов бога Осириса. Имя Пафнутий в коптском языке имеет значение "Тот, кто принадлежит богу". Девушки с прекрасным именем Сусанна и не подозревают, что в переводе с древнеегипетского и коптского оно означает "цветок лилии". Таисия переводится с коптского как "принадлежащая Исиде".

Общность культур видна и в иконописных изображениях святых. Яркий тому пример - икона XVI века из Чудова монастыря: на ней изображен святой Христофор, как водится, в доспехах и с копьем, но - с песьей головой. В Византийском музее Афин хранится практически идентичное изображение Псеглавца.

В культуре коптов вообще довольно часто античные формы сочетаются с христианской символикой. По данным ученых, на одной из стел Коптского музея в Каире изображена небольшая лодка - отголосок древнейших представлений о странствии умершего по небесному Нилу в ладье солнечного бога Ра.

Верность традициям

Копты - верующая нация. По воскресеньям они ходят в церковь всей семьей, не пропускают и христианские праздники. Добрачная жизнь у коптов запрещена. Жених и невеста обязательно венчаются в церкви. При этом развод вероятен лишь в случае доказательства супружеской измены. Хотя, признание брака недействительным возможно при обращении одного из супругов в другую религию.

Мужчины и женщины располагаются в храме отдельно, иногда мужскую часть храма от женской также отделяет перегородка.

"Непривычным для нас может показаться обычай снимать обувь при входе в храм; пол застелен коврами. Любопытно, но женщинам позволено находиться в храме без головного убора и в брюках. Вероятно, этот обычай появился как обратная реакция на мусульманские установления, категорически запрещающие женщине появляться с непокрытой головой в общественном месте. Все остальное мало чем отличается от убранства православного храма", - рассказывает об убранстве коптских храмов ученый.

Коптские церкви убраны довольно просто. Например, в патриаршем соборе Святого Марка в Каире - беленые стены без фресок. Основная часть иконостаса - резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд - собственно иконы. Кстати, коптская иконопись особая: фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются. В целом изображения немного напоминают наивные детские рисунки.

В настоящее время большинство богослужений совершается на арабском языке, но известные молитвы читаются на коптском. Священные книги, как правило, печатаются на двух языках параллельными текстами.

Общавшиеся с коптами россияне отмечают одну любопытную деталь: у многих египетских христиан на руке есть татуировка в виде небольшого креста. По словам самих коптов, они делают ее для того, чтобы в случае гибели - например, в ДТП - их тела были погребены в соответствии с христианской традицией, а не с мусульманской.

Общество История Общество Религия В мире Африка Египет РГ-Дайджест РГ-Фото