07.07.2014 19:52
    Поделиться

    Минтранс обсудит стратегию развития портов в России

    Минтранс предлагает сэкономить деньги, построив одни подъездные пути для порта Тамань и мостового перехода через Керченский пролив.

    Такой вариант будет обсуждаться на совещании в Новороссийске с участием премьер-министра РФ Дмитрия Медведева уже на следующей неделе. Основной его темой станет утверждение стратегии развития портовой инфраструктуры до 2030 года, отметил в беседе с журналистами замглавы Минтранса Виктор Олерский. Но именно вопрос по строительству порта Тамань вызывает на данный момент много споров. И даже есть мнения, что с присоединением Крыма, строительство данного порта нецелесообразно.

    Но на данный момент уже возникают правовые проблемы, признал Олерский. Украина намерена закрыть заход иностранных судов в порты Крыма. То есть для международного судоходства морские порты Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта, расположенные на территории Крыма и Севастополя, будут формально закрыты. Об этом сообщается на сайте Государственной инспекции по безопасности на морском и речном транспорте. Отмечается, что приказ вступит в силу после его официального опубликования.

    Конечно, это не означает, что они нам указывают, заходить туда или нет, отметил Олерский. Но если порты будут закрыты, то возникнет проблема для оформления грузов. И при такой ситуации грузовые документы, аккредитивы не будут приниматься и раскрываться, то можно дальше не продолжать, отметил Олерский, отвечая на вопрос "РГ" о возможностях инвестирования в порты Крыма.

    Даже если предположить, что все работает, то назвать порты Крыма глубоководными при максимальной осадке в девять метров нельзя. У Керчи - восемь метров на протяжении 30 километров, напомнил он. Потом все пять портов находятся в зонах жилой застройки. И там нет гавани, которая могла бы стать крупным грузовым узлом. При развитии портовой инфраструктуры на будущее в основном берут за "стандарт" параметры прохода судов через Босфор - пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Черное море с Мраморным. В паре с Дарданеллами он соединяет Черное море с Эгейским, которое является частью Средиземного моря. Для того, чтобы Россия была конкурентоспособной в портовом плане, глубина в морских грузовых портах должна быть 20 метров. И здесь Тамань - самый подходящий вариант в этом регионе. А вот крымские порты стоит развивать больше как пассажирские, считает Олерский.

    Но без развития глубоководной системы морских портов не обойтись. Сейчас всего в России 67 морских портов, включая 5 крымских. И большая часть их находится рядом с городами. Это создает проблемы для их развития. А ресурсообеспечивающие, экспортоориентированные компании, занимающиеся нефтью, углем и газом, не запускают проекты, не просчитав возможности перевозки и перевалки своих грузов. Ряд проектов просто тормозится. И важно сейчас минимизировать работы портов в границах населенных пунктов, создавая современные глубоководные специализированные морских терминалы, синхронизируя развитие морских портов и смежных видов транспорта, считают в минтрансе.

    На фоне роста общего грузооборота с 2013 года по 2030 год в почти два раза, то есть до одного 1 миллиарда тонн, через 16 лет нужно усилить программы по строительству ледоколов и других судов обслуживающего флота, сказал замминистра. Уже сейчас есть постоянный дефицит ледокольного обеспечения.
    И постоянное выбытие ледоколов может стать реальной проблемой, прогнозирует он. Сегодня нет возможности строить коммерческие ледоколы, которые окупались бы за счет портовых сборов, так как тогда они будут очень высоки. И пойдет отток оборота в гавани других стран. Без поддержки федерального бюджета здесь не обойтись, считает Олерский.

    Поделиться