07.07.2014 12:57
    Поделиться

    Белорусы начали в Смоленске очистку русла Днепра

    В Смоленске начались работы по очистке Днепра в городской черте, в ходе которых предполагается выпрямить русло реки и освободить ее от всевозможного мусора.

    Проект очистки русла Днепра в 2012 году был подготовлен ярославской фирмой за 1,6 миллиона рублей, на его реализацию из регионального бюджета выделено свыше 82 миллионов рублей.

    Первые две попытки провести аукцион и выбрать подрядчика для проведения работ оказались неудачными: первый конкурс признали несостоявшимся из-за отсутствия участников, результаты второго отменила антимонопольная служба.

    На третий раз все получилось: госконтракт был заключен со смоленской фирмой "Неруд", которая пригласила в качестве субподрядчика предприятие "Днепро-Бугский водный путь" из Пинска.

    - Протяженность участка, который нам предстоит очистить, составляет 7,5 километров, - сообщил прораб белорусского предприятия Виталий Туча. - В прошлом году мы подготовили четыре площадки площадью до трех гектаров каждая для предварительного складирования грунта, в июне этого года начали завозить оборудование. Сейчас занимаемся сборкой земснаряда и после его испытания займемся очисткой русла. Главной проблемой при этом для нас станут коммуникации, которые проложены по дну Днепра. Нам придется их обходить с учетом охранных зон, и это нас задержит - нужно будет всякий раз вызывать представителя собственников.

    В период ливневых дождей и таяния снега множество маленьких речек и ручьев выносят в Днепр огромное количество песка, отходы производства промышленных предприятий и всевозможный мусор, так что река сильно загрязнена.

    Перед белорусскими специалистами поставлена задача все это собрать, вынести на площадки и вывезти в Шейновский карьер. В результате выпрямления русла (в ходе работ будет изъято около 175 тысяч кубометров грунта) пропускная способность Днепра увеличится, и весенний подъем уровня воды уже не будет достигать в Смоленске критических отметок, нанося, как это было в прошлом году, ущерб городскому хозяйству, имуществу жителей и предприятий.

    Взяться за очистку русла Днепра власти региона побудило строительство в Смоленске набережной стоимостью свыше 600 миллионов рублей, а также возникшие в период подготовки к 1150-летию Смоленска планы возрождения пассажирского и туристического речного судоходства.

    Для начала реку очистили от опасных предметов, включая боеприпасы времен Великой Отечественной войны - на протяжении пяти последних лет этой работой занимается на Днепре отряд Центра спасательных операций особого риска МЧС России "Лидер". На втором этапе русло реки предстояло очистить от мусора и наносов, и привлечение белорусского предприятия в данном случае выглядело наилучшим решением. Предполагалось, что речники придут в Смоленск по воде, попутно очистив Днепр ниже города.

    К сожалению, надежды не оправдались. Необходимое для проведения работ оборудование было доставлено в Смоленск автотранспортом, а из разговора с Виталием Тучей выяснилось, что проект, к реализации которого приступили белорусские специалисты, с возобновлением судоходства на Днепре в районе Смоленска никак не связан. Если бы он действительно готовился в расчете на скорое начало движения прогулочных или грузовых судов, необходимо было бы предусмотреть решение упомянутой выше проблемы коммуникаций, а также углубление русла реки. В своем нынешнем виде проект фактически направлен только на увеличение пропускной способности городского участка Днепра.

    Собственно, Днепр в районе Смоленска с 1979 года вообще не считается судоходной рекой. Он не включен в реестр водных путей России, не имеет навигационно-гидрографического обеспечения и инфраструктуры, обеспечивающей безопасное судоходство. Именно на этом основании транспортная прокуратура три года назад добилась прекращения коммерческого использования единственного имеющегося в Смоленске прогулочного судна - теплохода "Смолянка". Решить эту проблему нетрудно - администрации Смоленской области достаточно выпустить соответствующее постановление. Но нужного документа нет, и проект очистки русла Днепра, как выяснилось, на возобновление судоходства не направлен. Как в такой ситуации относиться к заявлениям чиновников о скором начале движения теплоходов от Смоленска до Орши, непонятно.

    Поделиться