Ракеты этого типа будут способны поражать все типы воздушных целей, в том числе тактические и даже стратегические ракеты. То есть, можно говорить, что ПВО страны и Сухопутных войск получат мобильные зенитно-ракетные системы с элементами ПРО.
С-500 "Прометей" разрабатывается специалистами концерна ПВО "Алмаз-Антей". Она дополнит хорошо известные "трехсотки" и поступающие сейчас на вооружение "четырехсотки", значительно усилив противовоздушную оборону России.
С-500 - это новое поколение зенитных ракетных систем, в которой предполагается применить принцип раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей. Основная задача создаваемого комплекса - борьба с оперативно-тактическими и баллистическими ракетами средней дальности. Радиолокационная система и вычислительная аппаратура позволяют самостоятельно обнаруживать, сопровождать и уничтожать баллистические ракеты с дальностью пуска до 3500 км.
Ряд экспертов считают, что возможности новой ЗРС позволяют обнаруживать и уничтожать боевые части не только оперативно-тактических, но и межконтинентальных баллистических ракет на конечном участке траектории и, в определённых пределах, на среднем участке. С-500 будет способна отражать атаки даже гиперзвуковых крылатых ракет, которые существующими средствами ПВО и ПРО сбить невозможно. В перспективе возможно уничтожение низкоорбитальных спутников и боевых орбитальных платформ.
Отличительная особенность С-500 от зарубежных противоракетных комплексов в том, что российская система отличается высокой мобильностью и коротким временем перевода из транспортного в боевое положение. То есть надежный щит против вражеских ракет можно оперативно установить на наиболее вероятном направлении удара.
Структурно С-500 состоит из мобильного пункта боевого управления, радарных комплексов обнаружения, сопровождения и подсветки целей и пусковых установок. С-500 предполагается оснащать ракетами, рассчитанными на уничтожение самолетов, вертолетов и крылатых ракет в радиусе до 400 километров, а также мощными антиракетами с радиусом действия 600 км. Предполагается, что часть ЗРС С-500 будет включена в единую систему ПРО Москвы. Один комплекс "пятисотки" сможет обрабатывать и обстреливать с высокой вероятностью поражения десять целей одновременно.
По всем своим характеристикам С-500 значительно опережает существующие сейчас отечественные и тем более зарубежные системы ПВО. В США даже в планах нет разработки единой зенитно-ракетной системы, сочетающей в себе возможности ПВО и стратегической ПРО.
Впрочем, работы над "пятисоткой" еще продолжаются. И появлявшиеся несколько лет назад бравурные рапорты некоторых генералов, обещавших поступление С-500 на вооружение в течение 2013-2015 годов, мягко говоря, не совсем точны. Также не стоит понимать появившееся на лентах информагентств сообщение о том, что "прошли успешные испытания дальней противоракеты", в том смысле, что испытания завершены и чуть ли не завтра ракеты пойдут в серию.
Дело в том, что С-500 - это очень сложная боевая система, которая вступит в строй лишь в том случае, когда будут созданы, испытаны и сведены воедино все составляющие комплексы: управляющие, радарные, стреляющие и вспомогательные. Все это сейчас как раз испытывается и гармонизируется в единый противовоздушно-противоракетный организм. И стоит отметить, что уникальная по своим возможностям "пятисотка" строится исключительно на отечественной элементной базе и по отечественным технологиям.
Между тем
Концерном ПВО "Алмаз-Антей" успешно реализуются не только военные программы, но создается целый ряд высокотехнологичной продукции гражданского назначения. В прошлом году такой продукции было поставлено заказчикам на общую сумму более 12,1 млрд рублей.
По словам заместителя генерального директора Концерна ПВО по продукции гражданского и двойного назначения Александра Ведрова, в 2014 году планируется увеличить реализацию продукции гражданского назначения до 13,39 млрд рублей. Приоритетными направлениями в этом году и на ближайшую перспективу являются поставка радиолокационных комплексов и средств автоматизации управления воздушным движением, а также телекоммуникационного оборудования и оборудования для транспорта.
Среди наиболее значимых проектов - создание и сдача в эксплуатацию Самарского укрупненного центра Единой системы организации воздушного движения, завершение реконструкции и всестороннего оснащения аэропорта Сочи, завершение работ по строительству центра управления полетами Московского центра автоматизированного управления воздушным движением.