Несмотря на широкое обсуждение в Общественной палате РФ, Торгово-промышленной палате РФ, Госдуме и других государственных и общественных площадках инжиниринга, инжиниринговой деятельности, инжиниринговых услуг, международных видов контрактов, таких как EPC(M), единого определения и понятия инжиниринга, закрепленного в нормативных актах, до сих пор не было.
Развитию инжиниринга также поспособствует новая редакция государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", в которой выделено в отдельную подпрограмму "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна". Подпрограмма предлагает революционный подход в части определения и признания правительством РФ в качестве нового приоритета индустриализации российский инжиниринг.
Однако скептики могут сказать: "А разве в СССР не было инжиниринга? Как мы строили предприятия?". Инжиниринг был всегда, и тогда, и сегодня, и завтра будет, но вопрос стоит по-другому: является ли сегодня для нас инжиниринг приоритетным направлением развития отечественной экономики или нет? Если раньше закупать оборудование за бюджетные средства под лозунгами модернизации российской промышленности считалось нормой, то начиная с 2013 года логика выделения бюджетных средств начала меняться: сначала технология, а уже потом новое оборудование, и только в том случае, если в нем есть потребность.
Тренд развития нового инжинирингового подхода мы уже видели в перечне поручений президента РФ в Послании Федеральному Собранию и правительству РФ: "Разработать и утвердить "дорожные карты" по развитию новых отраслей, в том числе в таких областях, как инжиниринг".
В "дорожной карте" в области инжиниринга и промышленного дизайна (распоряжение правительства РФ от 23 июля 2013 года N 1300-р) появилось такое понятие, как EPC(M)-контракты. Это международные контракты полного цикла с ответственностью за конечный результат. Теперь с уверенностью можно сказать, что появление полноценной индустрии инжиниринга в приоритете у государства. Так, на совершенствование госрегулирования индустрии, а именно на разработки новых (обновление действующих) стандартов в области инжиниринга и промышленного дизайна, а также на разработки методических материалов по реализации механизмов поддержки инжиниринга и промышленного дизайна для регионов в 2014 году запланировано выделить из бюджета 24 млн рублей, в 2015 году - 48 млн рублей, а в 2016 году - 58 млн рублей. Такая обязанность закреплена за Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Подобная инициатива нашла у экспертного и профессионального сообщества существенную поддержку, т.к. жить по стандартам, разработанным еще в СССР, без оглядки на мировой опыт российским предприятиям дальше уже невозможно.
"Дорожная карта" также предусматривает создание и развитие механизмов координации деятельности организаций индустрии инжиниринга и промышленного дизайна. Речь идет о разработке системы мониторинга инжиниринговой деятельности, включая предложения по совершенствованию государственного статистического учета; формировании прогноза развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна; совершенствовании кадрового обеспечения индустрии инжиниринга и промышленного дизайна. На 2014 год запланировано выделить из бюджета 67,6 млн рублей, в 2015 году - 67,6 млн рублей, а в 2016 году - 67 млн рублей.
Однако сегодня в России все еще невозможно говорить об официальном инжиниринге, так как нет даже соответствующих кодов ОКВЭД. Поэтому следующим шагом должно стать создание национального рейтинга инжиниринговых компаний и повышение их ответственности перед заказчиками, а также снижение стоимости кредитных ресурсов и страховых услуг при реализации инжиниринговых контрактов в России.
К сожалению, на стимулирование создания и (или) обеспечения деятельности региональных центров инжиниринга для малого и среднего предпринимательства, которое закреплено за минэкономразвития, средств не выделено. Экспертное и профессиональное сообщество не поддерживало подобной инициативы, так как инжиниринговые услуги и инжиниринговая деятельность должны иметь всероссийский масштаб и стремиться к мировому рынку заказчиков. Только на зарубежных рынках инжиниринговая компания может подтвердить свою высокую компетенцию.
В 2013 году, в преддверии появления государственной программы с подпрограммой по инжинирингу и государственной поддержке инжиниринговой деятельности, повсеместно начали образовываться псевдоинжиниринговые компании, ориентированные далеко не на реальный сектор экономики, а на освоение бюджетных средств. В то же время, независимо от того, есть государственная поддержка или нет, в стране продолжают появляться новые коммерческие инжиниринговые центры, в том числе и на базе региональных вузов. И это показательно, ведь именно российские промышленники сегодня заинтересованы в трансфере международного опыта и знаний на свои предприятия.