Пригородные платформы, станции, да и сами электропоезда давно нуждаются в масштабном обновлении, что очевидно не только для пассажиров электричек, но и для руководства Центральной ППК. Эта необходимость и легла в основу договора, который предусмотривает инвестиции в модернизацию перевозок по трем главным направлениям - безопасность, комфорт и обновление подвижного состава. Заключив долгосрочный договор, перевозчик получит возможность планировать свои действия на более продолжительный срок, а также привлекать заемные средства и использовать лизинговые схемы.
"Когда у нас на руках годовые контракты с субъектами РФ, банки могут быть уверены в стабильности долгосрочных отношений. Контракт на 15 лет даст компании возможность предоставить банкам длительные гарантии получения прибыли и использовать лизинг. За счет этого мы сможем закупать больше поездов и быстрее обновлять подвижной состав", - говорит генеральный директор Центральной ППК Михаил Хромов. Важно отметить, что обновлением подвижного состава, а также ремонтом и техническим оснащением, теперь занимается непосредственно сам перевозчик. Эти функции с недавних пор были переданы от ОАО "РЖД" пригородным компаниям.
По факту Центральная ППК уже инвестирует в развитие пригородного комплекса. Совет директоров компании решил направить всю чистую прибыль за 2011-2014 гг. на модернизацию пассажирской инфраструктуры, повышение безопасности и комфортабельности перевозок - всего 13,5 млрд рублей. Основные средства были вложены в покупку 30 новых поездов, которые перевозят пассажиров на Белорусском, Курском, Рижском и Савеловском направлениях. До недавнего времени здесь использовались электрички, выпущенные 22 года назад. Новые поезда обошлись перевозчику в 11 млрд рублей. Еще 2 млрд руб. были вложены в обновление 193 остановочных пунктов, 13 новых турникетов и 19 кассовых узлов. На 0,5 млрд руб. Центральная ППК закупила 1520 билетных автоматов, значительно уменьшив очереди за билетами.
Одной из актуальных задач на сегодня является "разгрузка" самых густонаселенных станций Подмосковья - Люберцы-1 и Раменское. Загруженность поездов на этом направлении в часы пик составляет 162%. До конца 2014 года платформы Раменское и Люберцы-1 будут удлинены для того, чтобы принимать новые "Спутники" до Раменского из 12 вагонов, вместимостью до 890 пассажиров. Сейчас на этих станциях останавливаются поезда из 9 вагонов на 504 места. Будет также установлен и новый комплекс турникетов, который позволит пассажирам быстрее проходить на платформу. Объем инвестиций в проект составляет 93 млн рублей.
1 млрд руб. Центральная ППК вложит в развитие современных технологий, причем только в этом году. На эти средства будут установлены новые автоматы по продаже билетов, значительно сокращающие очереди в кассы. Помимо автоматов по продаже билетов за наличные, к которым уже привыкли постоянные пассажиры электричек, компания начинает установку билетных автоматов нового поколения, с помощью которых можно будет пополнять абонементы, карты "Тройка" и оплачивать проезд банковской картой. А новый интернет-сайт перевозчика, который сейчас находится в разработке, позволит отказаться от бумажных билетов и бронировать поездки на пригородных электричках в Интернете.
Основной же статьей расходов инвестпрограммы станет обновление подвижного состава, и планы эти будут реализованы в рамках исполнения долгосрочного договора. В течение ближайших 15 лет Центральная ППК приобретет 400 поездов, которые обойдутся компании в 127 млрд рублей. Это позволит кардинально обновить подвижной состав, так что ни на одном пригородном направлении не останется устаревших электричек. Сегодня перевозчик арендует вагоны в основном у РЖД, которой принадлежит 414 из 522 единиц подвижного состава.
В реализацию комплекса мер по безопасности компания планирует вложить 10 млрд руб. за те же 15 лет. Сюда входит установка дополнительных заграждений и навесов вблизи путей, устройство удобных лестниц и сходов с платформ, создание перехватывающих парковок. Кстати, безопасность пассажиров и быстрое устранение различных неполадок уже обеспечивает недавно созданный ситуационно-аналитический центр. Благодаря ему информация о нарушениях в работе электроники, технических проблемах, сбоях в расписании на железных дорогах всего центрального федерального округа поступает перевозчику в режиме реального времени.
Еще 1,8 млрд пойдет на повышение комфортабельности перевозок - аварийный и текущий ремонт платформ, уборку на станциях и близлежащей территории, а также установку новых лавочек, легких павильонов и урн. Собственник инфраструктуры, ОАО "РЖД", выделяет на эти цели четверть необходимой суммы. Центральная ППК, являясь ответственным перевозчиком, берет на себя обязательство покрыть недостающее финансирование, чтобы обеспечить комфорт пассажирам, выбравшим железнодорожный пригородный транспорт.
Важно отметить, что реализация всех этих глобальных планов становится возможной благодаря сохранению федеральных льгот, которые позволяют перевозчику платить за услуги инфраструктуры по минимальной ставке. Кроме того, Центральная ППК не смогла бы работать с положительной рентабельностью, если бы правительства Москвы, Московской области и других субъектов центрального региона не выплачивали компании компенсации, покрывающие так называемые выпадающие доходы (дело в том, что экономически обоснованный тариф неподъемен для большинства пассажиров, поэтому за проезд "доплачивают" регионы).
Сохранение льгот и компенсаций позволяет не только проводить модернизацию, но и удовлетворять требования к безопасности и удобству передвижения пассажиров, количество которых постоянно увеличивается. Сегодня ежедневная трудовая миграция из пригорода столицы и области в Москву составляет 1,5 млн человек. В ближайшие годы ЦППК планирует не только улучшить условия перевозки "постоянных" пассажиров, но и привлечь новых, например из числа москвичей, проживающих вдали от метро.