Что касается жилья, то в столице в первом полугодии этого года ввели более 1,5 млн "квадратов" - на треть больше, чем за такой же период прошлого года. Если перевести квадратные метры в многоквартирные жилые дома, то их введено за 6 месяцев 142. Остальные введенные почти 3,4 млн квадратных метров - это 12 офисных комплексов, 9 многофункциональных центров с апартаментами, офисами и торговыми площадками, 30 объектов торговли и услуг, школы, детсады и многое другое.
- Если всю введенную в Москве за полгода недвижимость выстроить в одну цепочку, то она протянется до Лиссабона или Новосибирска, то есть объемы действительно огромны, - говорит Марат Хуснуллин. - Причем подавляющее большинство всех строений возведены за счет внебюджетных средств, на деньги частных инвесторов - таковых от общего числа 93%. Всего же к концу года мы планируем ввести не меньше 8,7 млн "квадратов" недвижимости, но не исключаем, что цифра окажется даже выше.
Для сравнения - в прошлом году в столице построили 8,6 млн квадратных метров, впервые перешагнув докризисную планку. В 2010 году ввели только 6 млн квадратных метров. По словам Хуснуллина, строительство сейчас - одна из самых динамично развивающихся отраслей. Подтверждают это и исследования зарубежных экспертов. По итогам прошлого года российская столица заняла 10-ое место среди 30 мировых мегаполисов, обогнав по количеству строящихся объектов Пекин, Шанхай и Нью-Йорк. В Москве сегодня возводится почти 6,4 тысячи зданий общей площадью 40 млн "квадратов". Примечательно, что треть всей введенной за полгода в Москве недвижимости построена на присоединенных территориях, то есть застраивается не перегруженный центр, а окраины, в которых власти хотят создать новые точки притяжения, способные разгрузить центральную часть города.
Внушительно выглядят и транспортные стройки столицы. Лишь позавчера была открыта новая эстакада на строящейся Мичуринской развязке, а всего до конца года должна завершиться реконструкция сразу 4 развязок на пересечении МКАД с главными городскими вылетными магистралями. Объем строительства новых дорог по сравнению с 2010 годом вырос в 4 раза и достиг рекордных 82 км против 20 км, которые с трудом удавалось сдавать раньше. В этом году планируется сдать еще больше - 84 км.
По сравнению с 2010 годом в 4 раза выросли и объемы строительства метрополитена. Если тогда ввели всего 2,8 км линий и две станции, то в прошлом году уже 13,1 км, 5 станций и 2 новых депо. Планы на ближайшие три года - 62 км линий, 33 станции и сразу 9 депо - их строят особенно интенсивно, чтобы новые поезда растущей подземки было, где обслуживать. То есть по сравнению с предыдущими 3 годами объемы строительства метро должны увеличиться в 2,5 раза. Пока получается - работы сейчас ведутся одновременно на 350 площадках метро. Практически готова станция "Спартак" рядом со строящимся одноименным стадионом. Спортивное сооружение планируют ввести в строй к сентябрю, а станция метро может открыться еще раньше.
Финансировать крупные транспортные стройки общей стоимостью в сотни миллиардов рублей во многом получается благодаря экономии. Только в этом году на этапе экспертизы проектов удалось снизить цену строительства разных объектов в целом на 22 млрд рублей. А за минувшие три года благодаря экспертизе проектной документации бюджет сэкономил более 200 млрд рублей, и еще больше 50 млрд удалось сберечь в ходе снижения стоимости строительства на торгах. Этих денег достаточно, чтобы построить порядка 60 км новых линий метро или 1 тысячу детских садиков. В целом же за последние три года стоимость строительства для города снизилась примерно на 25%. Благодаря этому столице удается увеличивать объемы инфраструктурного строительства и при этом выполнять все социальные обязательства.