Интерес промышленников к композитам сейчас растет во всем мире. Они - достойная альтернатива традиционным материалам, используемым при производстве летательных аппаратов, которые не в полной мере соответствуют потребностям современной инженерной практики. Композиты же, по мнению специалистов, позволяют обеспечить технико-экономические показатели гражданских самолетов. Да и по физическим свойствам они выгодно отличаются от металлов. Детали, агрегаты и конструкции из них получаются на 15-20% легче алюминиевых. На эту особенность, кстати, обратил особое внимание и Дмитрий Медведев во время посещения казанского предприятия. На глазах у всех глава российского правительства одной рукой поднял метровый закрылок. Но при всей своей легкости полимерные композиционные материалы имеют отличную прочность. Это позволяет создать крыло более совершенной аэродинамической формы, повысить его качество и, как следствие, на практике обеспечить экономию топлива. К тому же композиты обладают гибкостью, устойчивы к давлению и не подвержены коррозии.
Доля композиционных материалов в конструкции летательных аппаратов постоянно растет. Если в самолете "Сухой Суперджет 100" она составляет около 10-12%, то уже в новом воздушном судне МС-21 она превысит 30%. Соответственно, растет и потребность в производстве композитных агрегатов, используемых в самолетостроении. "Современный рынок авиационной техники в России и за рубежом предъявляет все более жесткие требования к экономическим и экологическим характеристикам самолетов, - говорит вице-премьер, министр промышленности и торговли Республики Татарстан Равиль Зарипов. - Создание новых высокотехнологичных производств, где применяются современные материалы с улучшенными характеристиками и с заданными свойствами, внедряются передовые технологии, будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий авиастроительной отрасли страны".
Широко применяются композиты и в вертолетостроении. По словам заместителя главного технолога Казанского вертолетного завода Виктора Шупты, доля композитов в конструкции вертолетов постоянно увеличивается. Сейчас они используются для изготовления лопастей вертолетов "Ансат" и Ми-38, а также различных деталей конструкции - люков, панелей, обтекателей. Однако для того чтобы выпускать продукцию в нужном объеме и высокого качества, предприятию необходимы дополнительные мощности. Поэтому инвестиционный комитет завода принял решение о реконструкции и техническом перевооружении производства. Это позволит внедрить передовые технологии изготовления, сборки, контроля качества производства лопастей и деталей из композитов для вертолетов "Ансат" и Ми-38.