Страховой случай
Опасения, в первую очередь, связаны с сохранностью взносов. Закон предлагает собственникам на выбор два способа накопления средств: на счете регионального оператора и спецсчете МКД или ТСЖ.
- На сегодня в 70 процентах МКД, участвующих в программе капремонта, собственники квартир выбрали первый из этих способов, - сообщил зампред облправительства Николай Злобин. - Отбором подрядчиков для них займется региональный оператор. Остальные собственники помещений определят подрядные организации на собраниях.
По мнению специалистов, каждый из способов имеет достоинства и недостатки. Например, плюсом первого называют то, что собственникам не придется особо хлопотать. Счет за капремонт им включат в квитанцию. Платить придется долго, ведь региональная программа капремонта рассчитана на 30 лет. Но однажды наступит день, когда дом капитально отремонтируют. Зато региональный оператор сам найдет подрядчика, организует работы и проконтролирует их качество.
Недостаток же в том, что ремонт в этом случае проведут комплексно, когда будет накоплена вся сумма. И если из строя вышли коммуникации, жителям придется ждать капремонта, чтобы их заменить, а на это, возможно, уйдут годы. Кроме того, при таком способе жители вряд ли смогут жестко проконтролировать свои средства. Да и за 30 лет, как они говорят, может произойти буквально что угодно - например, с банком или региональным оператором.
- Гарантом сохранности средств капремонта должно выступать государство, поскольку именно оно создало систему накопления средств и установило требования к банкам-операторам, - уверен руководитель реготделения "Объединения потребителей России" Валерий Курман. - В этом году актуальность таких гарантий повысилась в связи с возросшим числом ликвидационных процедур в отношении банков.
Депутаты облсовета услышали "глас народа". Недавно они направили в Госдуму законодательную инициативу, предложив принять ФЗ "О страховании денежных средств на капремонт многоквартирных домов и возмещении полной суммы накоплений в случае несостоятельности банка-оператора". По их мнению, система должна быть аналогична той, что защищает банковские вклады. Тогда при крахе финансового учреждения жители не потеряют годами копившиеся средства.
Не все учли
Что касается второго способа - со спецсчетом МКД или ТСЖ, - то он удобен тем, что капремонт можно проводить по мере накопления средств. То есть жильцы вправе обновить прохудившуюся крышу или заменить трубы, не дожидаясь комплексного ремонта, если, конечно, ими уже накоплена нужная сумма. Кроме того, собственники квартир смогут контролировать поступление и расходование денег, а также договориться с банком о применении специальной процентной ставки, чтобы накопления не съела инфляция.
Минусом считают то, что владельцем спецсчета является региональный оператор. Он должен открыть счет и заключить договор с собственниками жилья. Он же может выставлять квитанции, но закон четко не обязывает его это делать. И в этом случае жителям самим придется решать этот вопрос. На их плечи лягут и остальные хлопоты, включая подбор подрядчиков и борьбу с должниками.
- Накопление средств на общем счете регионального оператора целесообразно для небольших домов, которые будут отремонтированы в ближайшие 5-7 лет, - считает руководитель Орловской школы жилищного просвещения Рафаил Исламгазин. - А спецсчет лучше выбирать для новых домов и тех, где имеются инициативные собственники и установленные сроки проведения капремонта превышают 10-15 лет.
Среди инициатив есть и предложение дополнить перечень работ по капремонту. Он установлен статьей 166 ЖК РФ. В нем, например, не предусмотрен ремонт деревянных перекрытий, хотя в Орле, да и в других городах ЦФО немало таких домов послевоенной постройки. За 50-60 лет эксплуатации они изрядно подгнили.
Мрачные прогнозы дают и по панельным МКД. Внешне они выглядят крепкими, но собраны на сварке. Есть мнение, что рано или поздно она проржавеет, и тогда такие дома начнут складываться как карточные домики. Ремонт коммуникаций, предусмотренный перечнем, проблему не решит. Вот и предложено дополнить его работами по ремонту несущих конструкций. Кстати, для этого не надо вносить поправки на федеральном уровне. Субъекты РФ вправе самостоятельно дополнять список.
Еще одна озвученная проблема - локальные котельные. Они появились не так давно, и возможно поэтому из правового поля выпали. Однако лет через 10-15 тоже потребуют ремонта, а некоторые и замены. В последнем случае цена вопроса может достигать 10 миллионов рублей. Жильцы не в состоянии сразу собрать такую сумму.
Власть советам
Собственники жилья также потребовали прояснить их правовой статус. И даже дать им немного власти, поскольку сейчас они "фактически отстранены от организации и проведения капремонта". Инициаторы не нашли в федеральных и областных нормативно-правовых актах, регламентирующих капремонт, даже упоминания о совете многоквартирного дома. А ведь такие структуры по требованию закона созданы практически в каждом доме. По логике, совет МКД и должен выстраивать отношения между собственниками и региональным оператором.
- Пока же совет дома - это декоративная организация, которая практически ничего сделать не может, - отмечает Рафаил Исламгазин. - В действующей редакции ЖК РФ указаны полномочия совета. Но на практике реализовать их почти невозможно. Ведь даже для подписания актов выполненных работ председатель совета должен собрать доверенности у 51 процента собственников.
По его мнению, механизм стал бы удобнее, если бы полномочия совета МКД устанавливал устав, утвержденный общим собранием. В этом случае председатель совета без проблем смог бы представлять интересы собственников в органах власти, общественных организациях и даже суде. И ему не пришлось бы всякий раз бегать по квартирам и уговаривать жильцов выдать доверенность. Хватило бы один раз утвержденного устава.
Другой спор ведется относительно попечительского совета, который призван контролировать работу регионального оператора. Согласно действующему положению, в его состав могут входить руководители хозяйствующих субъектов и чиновники. Собственников в нем нет, и они считают это несправедливым. Особенно если учесть то, что "общий котел" будет наполняться в основном за их счет.
Более того, многим тут видится коррупционная составляющая. На заседании "круглого стола" в обладминистрации был приведен такой пример. Допустим, в состав попечительского совета включили производителя или продавца стройматериалов и руководителя фирмы, выполняющей капремонт. Получается, они будут контролировать свои же взаимоотношения. Возникает опасность сговора по ценам на стройматериалы. Вот и пригодились бы в составе попечительского совета собственники жилья. Об этом орловские общественники уже не раз заявляли местным властям, но результата пока нет.