Новости

08.07.2014 16:37
Рубрика: Экономика

Смотрите глубже

Нужно ли Петербургу подземное строительство?
Избавить большой город от целого ряда проблем, включая транспортные, способно только освоение подземного пространства, уверены эксперты. Однако уводить парковки и развязки под мостовые законодательным способом чиновники не торопятся - сегодня в Северной столице нет современной карты подземных территорий.

Разговоры о необходимости освоения подземного пространства Петербурга ведутся уже почти десять лет. И если тогда сама идея подземного строительства казалась странной, сейчас, когда центр города исчерпал ресурсы для дальнейшего роста и развития, с ней согласны все - от проектировщиков до властей. Для западных городов такой "уход под землю" привычен, приближается к этому и Москва, где принято постановление об освоении подземного пространства и концепция его развития.

В Петербурге до сих пор ничего подобного нет - чиновники ссылаются на слабые и неприспособленные грунты Северной столицы. Именно из-за них городские власти "свернули" сразу несколько подземных проектов.

Так, в начале года было решено отказаться от строительства необходимой парковки в районе площади Восстания. Ранее по этим же соображениям заморозили еще один подобный объект - подземную парковку под Сенной площадью. Отказался город и от трех подземных пешеходных переходов на площади Александра Невского. Специалисты открыто называют такой подход "дилетантским".

- Весомых причин для отказа от подземного строительства в Петербурге я не вижу, - комментирует профессор Технического университета в Генте, специалист в области строительства на намывных территориях Вильям Ван Импе. - Я довольно хорошо знаю здешние грунтовые условия, так как работал на нескольких проектах. Да, грунты здесь нелегкие, но вовсе не уникальные - в мире есть и более сложные образцы.

Без карты подземных территорий и планов их освоения нельзя развивать метро в новых районах города

С более подробного исследования подземного пространства и стоит начинать, уверены специалисты. Сегодня при реализации отдельных подземных проектов строители используют расчеты, сделанные еще в 80-х годах, а за это время характеристики грунтов существенно изменились. Нужно сказать, что это отсутствие данных затрудняет и развитие петербургского метрополитена - прокладывать транспортные коридоры в новые кварталы без современного плана подземных территорий очень сложно, а на настоящем этапе - уже невозможно.

Сегодня в Санкт-Петербурге есть как удачные примеры подземных проектов (вроде Каменноостровского деревянного театра, в котором оборудовали несколько подземных этажей), так и откровенно разрушительные. Достаточно вспомнить гостиницу "Невский Палас" на центральном проспекте. В результате строительства подземного гаража соседние здания попросту "склонились" к отелю, после чего их пришлось фактически перестраивать. Из-за аналогичного подземного этажа на набережной Лейтенанта Шмидта, 21, появились непредвиденные трещины в грунте. При этом специалисты не знают, к чему это может привести - поведение почвы и грунтовых вод практически непредсказуемо.

Еще один известный пример - случай с историческим домом Рогова, который пришлось снести из-за массовой просадки грунтов при строительстве вестибюля метро. В таких серьезных и зачастую непоправимых ошибках специалисты склонны винить как отрешенность властей от подземного вопроса, так и недобросовестных инвесторов. Сейчас застройщиков практически никто не контролирует, и все проверки, включая необходимые экспертизы, инвесторы должны проводить самостоятельно, а значит, на свое усмотрение.

- Знаете фразу "строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения"? Так вот это и про подземное строительство тоже, - считает доктор геолого-минералогических наук Алексей Шашкин. - Еще два-три года назад в Петербурге существовали региональные нормы, которые учитывали особенности города - климат и грунты. Сейчас их нет, часть требований внесены в общефедеральный закон, а уникальные характеристики оказались утеряны и, как следствие, к исполнению необязательны.

Показателен уже тот факт, что существующая ранее комиссия по подземному строительству сегодня упразднена, а контролирует этот сектор теперь градостроительная комиссия. На вопрос "Присутствуют ли в ней специалисты-подземщики?" авторитетные эксперты Петербурга отвечают предельно честно - не знаем, нас туда не приглашали. Самая сложная задача в смысле развития подземного Петербурга - преодолеть консерватизм чиновников, считают специалисты. Чтобы избежать возможных ошибок при масштабном внедрении подземного строительства, специалисты призывают перенять практику зарубежных коллег.

Однако главная проблема, которую предстоит решить, - смета проектов, которые стоят дороже обычных на треть. Тем не менее другого выхода просто нет - без развития подземного вектора в скором времени Петербург рискует попросту задохнуться. Никаким другим способом невозможно улучшить транспортную ситуацию, сохранить исторический облик города и сделать его более удобным и комфортным для жителей, подытоживают специалисты.

Комментарий

Александр Леонтьев, исполняющий обязанности председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры:

- С чиновников я бы перевел стрелки на самих инвесторов, которые часто не понимают, с чем имеют дело. А их роль, между прочим, здесь не менее ответственна, чем властная. Вот захочет он построить десять этажей под землей - исполнители будут строить, а виноваты будут все равно чиновники. Я не призываю совершенно ничего не делать в направлении подземного освоения. Опыт показывает, что сейчас совершенствуется техника, такое строительство становится более реальным и безопасным. Так пусть ученые выскажут конкретные предложения. Если же касаться нормативных документов, то здесь, возможно, имело бы смысл включить дополнительные расчеты по факторам риска - сегодня их недостаточно.

Экономика Недвижимость Инфраструктура Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург