Теперь, став жительницей Московской области, порадует сразу тройной премьерой: книгой "Сталкер" (все песни за 20 лет творчества), альбомом "Мальчик на шаре" и двумя большими концертами на крыше центра искусств Artplay. Один состоялся вчера, в день 40-летия, и на нем прозвучали лучшие песни "Ночных снайперов". На втором - сегодня - Диана Арбенина покажет себя уже обновленной: споет песни из своего первого сольного альбома - "Мальчик на шаре". А еще накануне она успела выступить на "Нашествии" и ответить на вопросы обозревателя "РГ".
Кажется, что вы решили всерьез поменять свою жизнь в канун юбилея: вначале выпустили альбом "Акустика. Песни как они есть", спев под одну акустическую гитару. А теперь и вовсе представляете сольный диск "Мальчик на шаре", в записи которого вам помогали новые музыканты, например экс-гитарист "Океана Эльзи" Петр Чернявский... Вам уже надоело играть с "Ночными снайперами" и хочется чего-то нового?
Диана Арбенина: "Песни как они есть" как раз были очень типичной пластинкой: "Ночные снайперы" и начинали с акустики, поэтому здесь я никого не удивила. Но мы, похоже, снова наступили на собственные грабли и сами в себе захирели. Случилось это в октябре-ноябре, когда мы перестали репетировать и что-то придумывать. Я долго сидела в унынии, чувствовала, что работаю на холостых оборотах, и поэтому решилась на кардинальную смену части состава. Ведь мы ездили на успешные гастроли, но ребята не общались друг с другом, и в "Ночных снайперах" ничего не происходило. Так бывало и в последние месяцы работы со Светланой Сургановой. А я так жить не могу! И я все поменяла.
В декабре-январе записала свой сольный альбом "Мальчик на шаре" вместе с Чернявским, Корнеем (Владимир Корниенко - гитарист и басист, прежде игравший с Земфирой. - Прим. А. А.) и барабанщиком из Самары Стасом Опойченковым. Плюс с продюсером Евгеном Ступкой (киевлянином, уже работавшим с "Ночными снайперами" над альбомами "Цунами" и "4"). У этого человека есть особый дар: соединять людей, которые друг другу близки, но об этом не знают!
Мой новый диск абсолютно не похож на "Снайперов". А еще я решила отказаться от клавиш. На диске "Армия" песни требовали их присутствия, а теперь у нас появилось желание просто поиграть на гитарах.
Вы и спеть постарались чуть иначе: более самоотверженно, дерзко, может, где-то и по-хулигански...
Диана Арбенина: Как только мы встретились с Чернявским, Корнеем и Стасом и провели единственную репетиция, то сразу же сделали почти все: сначала одну песню, потом вторую. Я предложила: "Давайте еще поиграем?!" Все согласились, и мы сделали "Фиесту" (пожалуй, самый сильный трек из "Мальчика на шаре". - Прим. А.А.). Записывать диск мы поехали в Таиланд, где на неделю арендовали студию. Но управились за три дня. А дальше ходили загорали. Хотя Корней все равно предпочитал студию, где он дописывал гитару.
А про то, что спела иначе?! Саша, мне 40 лет в этом году! И мне уже некуда бежать, да и от себя разве убежишь?! Но мне нравится, как я чувствую себя сегодня, поскольку у меня есть безумная ответственность перед группой и своими детьми. И, как ни странно, благодаря этому я и ощущаю абсолютную свободу! Пою так, как я хочу. Так же, как и живу!
Но "Мальчик на шаре" - это один альбом, такой образ по большому счету! И конечно, мы продолжим со "Снайперами". Мне нравится то, что мы взяли гитариста Дениса Жданова. Он - стильный, классный, с тонким вкусом. Но теперь ищу еще одного гитариста!
В песне "Фиеста" есть такие строчки: "Прощай, оружие, здравствуй, фиеста..." Вы не случайно процитировали названия романов Эрнста Хемингуэя, читали их сами?!
Диана Арбенина: Конечно, читала! Слушайте, я росла на западной литературе, она до сих пор бурлит в моей крови со страшной силой! И это никуда не денешь, как молодость. Мне кажется, первый этап у каждого - до 3-4 лет: то, что вложишь в малышей в этом возрасте, то потом и прорастает. А второй - то, что ты любил в молодости, и ничего другое любить уже не будешь! Можешь, конечно, перекинуться, например, в восточную философию, но тебя все равно выкинет обратно. Я и сейчас много читаю. И мои дети (сыну и дочери Дианы по четыре с половиной года. - Прим. А. А.) уже умеют читать.
Мне кажется, что если родители не читают, то и дети не будут. И с этим надо бороться в каждой семье! Вот у моих детей, например, нет никаких "айпадов" и в ближайшее время не будет! Зато у них есть книги. И они тянутся к ним, вот и читать поэтому сами научились... Причем им нравятся те же книги, что когда-то и мне, например, "Малыш и Карлсон, который живет на крыше".
Сейчас люди стали меньше читать. Как вы думаете, этим они лишают себя чего-то важного?
Диана Арбенина: Я не могу отвечать за всю страну, почему люди мало читают?! Да потому что они - дураки! Ведь эти ценности - добра, честности, теплоты - закладываются с детства: книгами и родителями. А если детьми никто не занимается, то в семье растет ребенок, которому все "трын-трава"...
Какую книгу вы теперь берете с собой на гастроли?
Диана Арбенина: Я читаю Салмана Рушди "Дети полуночи". Взяла ее дома на полке. Кто-то из друзей оставил... Надо задуматься об этом (улыбается).
То, что юбилейные концерты будут сыграны именно на крыше - выражение любви к The Beatles, которые в схожей обстановке представляли в Лондоне альбом Let It Be?
Диана Арбенина: Нет, это связано только с питерскими крышами - именно там 20 лет назад "Ночные снайперы" сыграли свои первые концерты. Мне очень нравится моя история. Она непростая и была соткана не из цветочков, но это же моя история?! Я за нее отвечаю и - иду дальше.
А со стороны она кажется такой простой: "Ночных снайперов" быстро узнали, почти сразу поняли и накрепко полюбили. Особенно после песен "Рубеж" и "31-я весна"... Теперь кажется, что вы были всегда.
Диана Арбенина: Думаете?! Может, со стороны так и кажется? Но мне никогда не было легко, хотя я никогда и не жаловалась. Ведь мне всегда было классно, потому что интересно. Думать ведь интересно?! Поэтому я надеюсь, что и будущие мои годы - а я не знаю, сколько мне Бог еще отпустит, - будут не хуже, потому что в своем сознании я еще ничего не достигла. А пока очень хочется узнать, как люди оценят этот диск.