Владимир Андреевич, не секрет, что последнее десятилетие крымскую власть формировали и киевские кадры, и донецко-макеевские. Сегодня крымчане ждут от грядущих выборов появления новых лиц в органах власти. Оправдаются ли эти надежды?
Владимир Константинов: Сразу хочу отметить, что в предвыборном списке "Единой России" - только крымчане. Кроме этого, список обновили более чем на 50 процентов, в нем много молодежи, которая должна принимать активное участие в жизни республики. Есть и опытные кадры, потому что в парламенте должна быть преемственность. Это нормально, ведь во многом благодаря депутатам Верховного Совета Автономной Республики Крым нам удалось привести Крым в Россию. Хочу заверить, что не потеряются и те, кто не попал в избирательный список. Они остаются членами нашей команды, и им будет отведено достойное место в крымском политикуме.
Какую задачу ставит перед собой партия на сентябрьских выборах? Сколько депутатских мандатов планируете получить?
Владимир Константинов: Планы у нас очень амбициозные - получить 80-90 процентов мандатов в крымском Госсовете. Это не завышенные ожидания, а реальность - 90 процентов крымчан поддержали нас на мартовском референдуме. Мы хотим не потерять доверие. Думаю, это получится, потому что другие политические силы еще не ассоциируются у крымчан с конкретными программами и тем более делами, а наша команда уже имеет на своем счету победы и заслуги в прошлом. Надеюсь, подавляющее большинство крымчан доверит нам и свое будущее.
Думаю, это будет зависеть от того, насколько легко крымчане интегрируются в российскую реальность. После эйфории от победы наступают тяжелые будни переходного периода. Уже начинаются забастовки на предприятиях из-за невыплаты даже минимальных зарплат. Такая ситуация сейчас на "Керченском рыбоконсервном заводе", которые потерял старые каналы сбыта своей продукции и не получил новые. Как помочь реальному сектору экономики?
Владимир Константинов: Крымчане должны понимать, что новейшая история Крыма уникальна в мире, и мы выступаем первопроходцами, идя непроторенными тропами. Переходный период непростой для всех без исключения, а особенно для реального сектора. Если зарплаты госслужащих, бюджетников и пенсионеров стабильно растут и выплачиваются в срок, то производители пока не могут позволить себе рост зарплат в 2-2,5 раза, для этого нужно иметь соответствующий рост доходов. Я общаюсь со многими производителями, и они понимают необходимость увеличения зарплат. Но пока это им не по силам. А часть из них пока вообще не имеют заказов. Это является раздражающим фактором для людей.
Думаю, завершится переходный период вводом в эксплуатацию моста через Керченский пролив. Эта транспортная артерия решит одну из главных проблем, и когда произойдет полное переориентирование Крыма на рынок России предприятия получат заказы, значительная часть проблем будет решена. И республика получит толчок в развитии. Так что Керченский мост для нас - буквально дорога жизни.
Как вы считаете, возможно ли в Крыму обострение межнациональных отношений после того, как лидеры Меджлиса крымскотатарского народа в очередной раз отказались сотрудничать с властью, а председателю Меджлиса Рефату Чубарову запретили въезд в РФ на пять лет?
Владимир Константинов: Я расцениваю сегодняшнюю ситуацию, как агонию самого Меджлиса. Их экстремистские призывы - это не что иное, как подыгрывание украинским националистам, для того чтобы завоевать себе авторитет в их среде. Делается это для того, чтобы получить право участвовать в будущих выборах. Дескать, за нами есть сила. Но никакого политического интереса Меджлис сегодня не представляет. Он 23 года кроме дополнительных проблем ничего не предложил своему народу. И сейчас провоцирует его выходить на митинги, не подчиняться власти, распространяет среди крымских татар слухи, что их опять депортируют, причем, женщин - в одну часть России, а мужчин - в другую. А люди верят этому бреду. Хотя президент России издал Указ о реабилитации народа, по которому выделяются средства на решение социально-бытовых проблем. Но много их, в том числе, и по вине Меджлиса, который ничем не помогал людям в плане обустройства, а выделяемые деньги "распиливал" между своими людьми. Сейчас у нас есть понимание проблем депортированных, есть поддержка центра, так что постепенно мы их решим.
На минувшей неделе вице-премьер Дмитрий Козак озвучил сумму ежегодного финансирования программы социально-экономического развития Крыма до 2020 года - 100 миллиардов рублей в год. На что будут тратиться эти средства?
Владимир Константинов: В первую очередь, на инфраструктурные проекты, которые дадут новые рабочие места для крымчан. Кроме этого, эти проекты привлекут инвесторов, которые идут туда, куда государство не боится вкладывать деньги. Кстати, у инвесторов сейчас большой интерес к Крыму - я провел уже не одну встречу, и могу сказать, что все они, что называется, на низком старте.
Кроме этих средств получено согласие на выделение трех миллиардов рублей на социально-экономическое развитие Крыма. Мы распределим их между регионами республики, которые смогут решить свои локальные проблемы. За 23 года независимости Украины многие населенные пункты так и не дождались помощи бюджета и живут на ресурсах, сохранившихся с советских времен. Можете себе представить состояние инфраструктуры и уровень жизни в сельской местности? Жители этих регионов тоже должны почувствовать перемены к лучшему. "Крымская весна" должна коснуться всех, а не отдельных людей и территории.
А вас-то самого Крымская весна сделала счастливым человеком?
Владимир Константинов: Конечно. Я счастлив уже тем, что не ощущаю давления украинского национализма. Лично меня он морально угнетал. И я знаю, что не только меня. Некоторые знакомые откровенно признавались, что готовы уехать из украинского Крыма, потому что невозможно жить в такой стране. Слава Богу, что нам удалось сделать то, что сделали.