В частности, уральцы предлагают приравнять индивидуальные дома к многоквартирным с точки зрения присвоения статуса ветхого и аварийного жилья. Сегодня таковым можно признать, к примеру, двухэтажный деревянный барак, а вот частный двухэтажный дом - нет, что существенно ограничивает возможности развития старых городских кварталов. Также законодательство запрещает строить многоквартирные дома на территории бывших промзон, между тем для Екатеринбурга это серьезный тормоз увеличения земельных ресурсов.
- Сегодня включение здания в адресную муниципальную программу расселения ветхого и аварийного жилья, по сути, инвестору ничего, кроме моральной поддержки со стороны власти и гарантий того, что не будет проблем с зонированием территории, согласованием внутриквартальных проездов, не дает, - комментирует заместитель начальника департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга Михаил Губин. - Победив на аукционе, застройщик заключает договор с муниципалитетом, согласно которому земля предоставляется в собственность или аренду после выполнения обязательств по расселению граждан. Если строительной компании удается договориться с собственниками о выкупной цене недвижимости, хорошо, но практически в каждом доме находятся люди, готовые спекулировать своим правом.
Конфликты между застройщиками и собственниками, опасающимися, что их переселят в некачественное жилье, подогреваются третьими лицами, например управляющими компаниями, которые не желают терять гарантированный кусок коммунального пирога, ведь в новостройках, как правило, им на смену приходят ТСЖ. С подобной проблемой, к примеру, столкнулась компания Татьяны Деменок: УК просто предложила ей купить право на управление домами, предназначенными под снос.
Больше всего проблем у муниципалитетов возникает, когда в периметре осваиваемой территории оказывается "нарезка" из федеральной, региональной и муниципальной собственности, а также когда земле присвоен статус неразграниченного имущества.
Формально по договору участок победителю аукциона обязан предоставить муниципалитет, однако Градостроительный кодекс гласит, что неразграниченными землями распоряжается субъект РФ. Правовое противоречие приходится разрешать в "ручном" режиме с областным мингосимущества.
Справка "РГ"
В адресную программу, принятую в Екатеринбурге в июне 2013 года, попало 1220 ветхих и аварийных зданий. В 2014-2016 годах планируется освоить 28 участков общей площадью 115 гектаров, на которых возведут 1,145 миллиона квадратных метров жилья.