Уральский бизнес занялся летним детским отдыхом

Хит нынешнего летнего каникулярного сезона на Среднем Урале - тематические лагеря отдыха для школьников. Что только не предлагают для интересного времяпрепровождения детей вдали от дома: от роботостроения до участия в детективе. Но удовольствие это не из дешевых. Если средняя стоимость путевки в обычный загородный лагерь - 12 700 рублей, то три недели увлекательного отдыха, к примеру с изучением хитростей шифрования, обойдется почти в 29 тысяч, а обучение в "уральском Хогвартсе" - более 33 тысяч рублей.

Лето с пользой

Потенциал рынка летнего детского отдыха очень высок. В России 24 процента родителей отправляют школьников в лагеря, еще 54 процента хотели бы "сослать" деток на природу, но их пока не устраивает инфраструктура, комфорт и педагогическая составляющая такого отдыха.

- Изменение социальной психологии напрямую коснулось детских лагерей, - констатирует представитель фонда соцстраха Людмила Деева. - Все чаще родители думают о том, чтобы ребенок с пользой провел летние каникулы. Потому и набирают популярность лагеря с развивающей "начинкой": экологические, спортивные, языковые, тематические.

Эксперты отмечают, что рынок детского отдыха за последние десять лет кардинально изменился - как количественно, так и качественно. Минимум на треть сократилось число так называемых социальных лагерей. Правда, в последние три года в области пытаются восстановить наиболее перспективные центры отдыха. При необходимости власти выкупают площадки у бывших хозяев - заводов и ведомств. Но процесс реконструкции идет медленно: в год сдают один-два лагеря.

Зато детским отдыхом заинтересовался бизнес. Анализ туристического потенциала региона показал, что детский турпоток растет быстрыми темпами. В зимние каникулы-2014 он на 25 процентов превысил прошлогодний показатель, летом ожидается не меньший рост, причем именно за счет лагерей.

Поколение next

Теперь в ходу термин "лагеря нового типа": они работают на открытом рынке, продавая путевки всем платежеспособным клиентам и ориентируясь исключительно на менталитет потребителя.

Новички не всегда имеют официальную регистрацию в министерстве общего и профессионального образования Свердловской области - структуре, ответственной за организацию отдыха школьников. Во всяком случае, корреспондент "РГ" на сайте минобра следов коммерческих лагерей не обнаружил. Да, есть шесть частных санаториев, которые летом работают с детскими отрядами. Но они делают ставку на оздоровительную программу и тесно сотрудничают как с региональными властями, так и с фондом социального страхования посредством реализации льготных путевок.

В то же время Интернет пестрит предложениями организаторов частных лагерей. При этом они не скрывают, что собственной материальной базы не имеют - арендуют корпуса в действующих санаториях или на базах отдыха. Но подчеркивают: подготовили собственный педагогический и обслуживающий персонал, готовы создать для детей максимально комфортные условия и обеспечить нескучный отдых.

Школьникам предлагают набор развлечений, о котором дети только мечтали: боулинг, бассейн, скалолазание, обучение шпионским хитростям. Любопытно, что даже обычный прощальный костер в конце смены преподносится как бонус программы. Для родителей припасены другие аргументы: вода из артезианской скважины, экологически чистые продукты, которые поставляются в лагерь фермерским хозяйством, высокая квалификация воспитателей.

По нашим данным, в Свердловской области работает до двух десятков загородных лагерей нового типа. На их продвижении и продаже путевок специализируются три турфирмы. Организовано и множество городских лагерей, где ребятишек веселят и выгуливают в парках Екатеринбурга в течение рабочего дня. Пребывание в них стоит 5-6 тысяч рублей в неделю.

- Распространение таких лагерей - вопрос времени, - пояснил Денис Давыдов, специалист по развитию одной из турфирм. - Ставка на то, что ребенок, однажды побывав в действительно хорошем лагере, захочет туда снова и будет стимулировать к покупке путевки родителей.

При всей привлекательности у новых проектов есть существенный минус.

- Получить хоть какую-то компенсацию из бюджета или от профсоюза за такую путевку очень сложно, - призналась корреспонденту "РГ" Ольга Кардашина, специалист одной из фирм, организующих эксклюзивный детский отдых. - Но все больше родителей сознательно идет на  повышенные расходы, рассчитывая, что ребенок получит массу впечатлений, внимания и заботы.

Традициям верны

С тем, что пора отходить от стандартных принципов организации отдыха детей, согласны и чиновники.

- Мы стремимся отказаться хотя бы от дневных лагерей, которые располагаются, как правило, в школах. Все прекрасно понимают, что это не совсем тот отдых, который нужен детям. Это то же самое, что провести отпуск в своем кабинете, переставив мебель, - говорит начальник отдела организации оздоровительной кампании областного министерства образования Сергей Карсканов.

Большинство загородных лагерей, несущих социальную нагрузку, к переформатированию пока не готово. Львиная доля их (в Свердловской области - до 70 процентов) находится в муниципальной собственности и финансируется из бюджета. Соответственно и набор услуг стандартный, испытанный десятилетиями, а уровень комфорта зависит от времени постройки зданий.

- Люксовых номеров у нас нет. Я слышала, газовики строят детский лагерь с одноместными комнатами. У нас они рассчитаны на четверых, зато удобства - в корпусе. Когда-то для пионерлагеря это считалось большим прогрессом, - говорит директор лагеря "Буревестник" Наталья Кукандина.

Продажа путевок, большая часть которых уходит по льготной цене, прибыли не приносит. Так что о коммерческой составляющей тут говорить не приходится. На этом фоне хорошие перспективы как раз сулит союз с частными структурами, активно осваивающими рынок детского отдыха. В том, что предпринимателям интересно сотрудничество с муниципальными лагерями как своеобразный вариант государственно-частного партнерства, признаются и организаторы коммерческих проектов.

- Построить свой лагерь, который бы соответствовал всем нормативам, слишком затратно. Вряд ли на Урале, как и в любом другом регионе, далеком от моря, найдутся инвесторы, готовые вложить деньги в подобный объект сезонного использования. Арендовать базу отдыха полностью тоже хлопотно: сертификация, приемка... Поэтому вариант аренды части помещений у действующего лагеря нас вполне устраивает, - говорит Ольга Кардашина.

Сертификат на отдых

Подобные бизнес-проекты реализуются и в других регионах. Российское агентство стратегических инициатив (АСИ) даже разработало модельную программу развития системы отдыха и оздоровления детей. Основная цель - привлечь в эту сферу инвесторов. По данным АСИ, емкость коммерческого рынка загородных лагерей оценивается более чем в 135 миллиардов рублей, текущее предложение - 50 миллиардов. То есть инвесторам есть где развернуться. Для продвижения программы выбраны пять пилотных регионов, где наиболее успешно продвигаются коммерческие проекты. Четыре из них - южные субъекты РФ, пятый - соседний со Свердловской областью Пермский край с проектом Школа фермеров.

Программа предлагает устанавливать преференции, в том числе налоговые, инвесторам, готовым вкладывать средства в детские лагеря нового типа. Предусматривается стимуляция и для потребителей. К примеру, выпуск государственных сертификатов, которыми родителям компенсируют часть стоимости коммерческих путевок. Эффект от внедрения данной программы пока не просчитан.

О намерении подключиться к проекту власти Свердловской области пока не заявляли. В регионе сейчас действует собственная концепция развития детского загородного отдыха, рассчитанная до 2020 года, в ней о коммерческих проектах нет ни слова.

Справка "РГ"

Бесплатные путевки в санатории и лагеря отдыха в Свердловской области получили почти 2,5 тысячи детей. Большинство семей могут рассчитывать на субсидии - от 25 до 90 процентов от стоимости путевки. С учетом компенсации путевка обходится родителям лишь в 2400 рублей. Чтобы получить такой подарок из бюджета для родного чада и попасть в список льготников, родители екатеринбургских школьников в апреле нынешнего года чуть не с ночи выстраивались в очередь у порогов районных управлений образования. Региональные и муниципальные власти признают: бюджетных загородных лагерей на Среднем Урале сейчас намного меньше, чем требуется. Поэтому каждый год пытаются выкупить у ведомств и отремонтировать хотя бы заброшенные детские базы отдыха.