Уральские эксперты выяснили, как магазины теряют доход

Крупнейшие российские торговые сети пересчитали налог на прибыль за последние три года, уменьшив свой доход на сумму украденных или испорченных товаров. Теперь государство должно вернуть переплаченный налог. Таким образом ритейлеры намерены собрать еще один "урожай": на деле воры залезают в карман не к ним, а к покупателям и продавцам.

Налоговый кодекс РФ напрямую не устанавливает порядок списания украденных товаров. Согласно ведомственному письму Минфина РФ, ранее они учитывались как проданные, а факт хищения подтверждался полицейским документом - постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела "за невозможностью установления лица, совершившего кражу". В прошлом году группа крупнейших ритейлеров оспорила данный порядок в Высшем арбитражном суде России. Суд признал вышеописанные условия списания убытков избыточными и нереализуемыми, а потому незаконными, и решение ВАС позволило торговым компаниям потребовать пересчета налога на прибыль.

Налоговики в панике: цена вопроса только в Санкт-Петербурге, где и был создан прецедент, - миллиард рублей. Именно такая сумма фигурировала в уточненных декларациях за 2010-2012 годы, которые подали зарегистрированные в Cеверной столице ритейлеры.

По оценке ЮНЕСКО, в последнее время шоп-лифтинг - несанкционированный вынос продукции из торгового зала - стал самым распространенным видом преступлений. Пожалуй, каждый покупатель хоть раз да наблюдал такие картинки: то девица, озираясь, засовывает шоколадку в сумку, то схоронившийся за торговыми стеллажами мальчишка в два глотка опорожняет бутыль газировки, то детина в кожаной куртке уминает банан и швыряет на пол кожуру… Представители торговли любят рассказывать о незабываемом случае, когда персонал сбежался на помощь покупательнице с залитым кровью лицом: как оказалось, "кровоточил" спрятанный под шапкой… пакет мясного фарша. По данным Челябинского ГУ МВД, за месяц в регионе регистрируется до 50 случаев воровства продуктов из магазинов, но статистика отражает реальную картину лишь отчасти.

Ритейлеры в голос жалуются на все увеличивающиеся потери от краж, но прятать товар в витрины ради его сохранности им невыгодно: свободный доступ увеличивает оборот более чем в 2,5 раза. Сетевики-"тяжеловесы" уверяют: убытки от воровства превышают 1,5 процента оборота. Их "меньшие братья" называют более скромные цифры. Директор магазина екатеринбургской сети подсчитала: "Магазин нашего формата шаговой доступности с оборотом в 4,5-5 миллионов рублей в месяц от воров теряет около 15 тысяч. Разовый ущерб, как правило, не превышает тысячи рублей". Ее коллега назвала близкую цифру - 0,35 процента оборота, оговорившись, однако, что "реально на воровстве магазин может потерять от двух до пяти процентов выручки".

- Многие магазины самообслуживания закладывают определенный процент потерь в продажную стоимость товара, то есть увеличивают торговую наценку на сумму убытков - обычно до пяти процентов стоимости товара, - объясняет бывалый товаровед Елена Пашина. - Таким образом, потери магазина от краж оплачивают честные покупатели.

Накрутки ритейлеров давно вызывают нарекания не только у покупателей, но и у представителей пищевой промышленности и аграриев.

- Десять лет назад сетевики работали более скромно, с наценкой в 20-25 процентов. Сейчас совсем стесняться перестали: 40 процентов - в порядке вещей, - рассуждает один из свердловских производителей сельхозпродукции.

Иногда магазины пытаются заставить расплатиться за воров собственных сотрудников: с продавцами заключают договоры о полной материальной ответственности - индивидуальной или коллективной. Например, екатеринбурженка Елена уволилась из крупной сети из-за ежемесячных вычетов по 2-3 тысячи рублей: "Составляют акт о хищении и штрафуют. "Нарисовали" столько штрафов, что выходное пособие не выплатили вообще, велели еще спасибо сказать, что должна не осталась".

- Это неправомерно, - объясняет юрист Андрей Зотиков. - Обремененный таким договором продавец всегда может оспорить его в суде. Материальная ответственность работника исключается, если работодатель не обеспечил надлежащих условий для сохранности вверенного ему имущества. А в магазинах самообслуживания обеспечить их невозможно: к каждому батону колбасы охранника не приставишь.

Теперь убытки от воровства, и без того уже оплаченные дважды - покупателем и материально ответственным продавцом - сетевики решили компенсировать еще и из бюджета. То есть опять же за наш, налогоплательщиков, счет. Около пяти лет в Госдуме пытаются продвинуть законопроект о предоставлении торговым сетям права уменьшать облагаемую налогом прибыль магазинов самообслуживания на сумму убытков от хищений товаров. Предлагалось, в частности, ввести нормирование потерь от хищений в залах самообслуживания в размере 0,75 процента от оборота, а факт кражи подтверждать всего лишь результатами аудиторской проверки.

Снять законопроект с рассмотрения предложили сразу три комитета Госдумы. Как отметили в комитете по налогам и сборам, "привлечение аудиторов повышает коррупционную составляющую процедуры". Кроме того, по подсчетам депутатов, преференция приведет к бюджетным потерям в 38 миллиардов рублей в масштабе страны. Комитет по безопасности счел, что бороться с хищениями в торговле надо, усиливая меры безопасности и контроля, а вовсе не путем предоставления налоговых льгот.

Кстати

В РСФСР законодательно устанавливались следующие нормы "усушки и утруски": допускались потери 0,23 процента продовольственных товаров, а из промышленных магазинов регламентированно могли стащить каждую тысячную пару обуви и 0,05 процента головных уборов.