Первая попытка запуска этой ракеты была предпринята 27 июня, но буквально в последние секунды сработала защитная автоматика, остановившая старт. Причиной стала, как быстро выяснилось, неисправность клапана дренажа бака жидкого кислорода.
Ничего страшного не случилось. "Ангара" - ракета совершенно новая, разработанная и собранная уже в постсоветское время в условиях совершенно новой кооперации. Это продукт чисто российских технологий. Поэтому накладки естественны. И не случилось бы никакого конфуза, если бы военные (космодром Плесецк находится в ведении Минобороны) не устроили из опытного пуска пиар-шоу в прямом эфире.
Повторная попытка старта проводилась уже без журналистов и публичных видеоконференций. Все было сделано так, как и надо делать при проведении испытательных работ. И все получилось.
Сам старт прошел, по мнению специалистов, даже красиво. Согласно циклограмме полета, через 3 минуты 42 секунды после отрыва от стартового стола отделилась первая ступень, в составе которой находится двигатель РД-191. Она упала в акватории Печорского моря.
Через две секунды после отделения первой ступени без каких-либо технических накладок был включен двигатель второй ступени - РД-0124А.
Головной обтекатель был сброшен через 3 минуты 52 секунды после старта.
Через 8 минут 11 секунд произошло штатное выключение двигательной установки второй ступени. На 21 минуте ракета, осуществив баллистический полет, достигла заданной точки в районе полигона Кура на Камчатке.
Как известно, проведенный пуск "Ангары-1.2ПП" осуществлялся с целью выведения второй ступени ракеты-носителя с неотделяемым габаритно-массовым макетом полезной нагрузки на баллистическую траекторию с падением на полуострове Камчатка. То есть, поставленная задача была полностью выполнена.
На конец года планируется запуск уже тяжелой версии ракеты "Ангара".
Напомним, Постановление правительства РФ о мерах по обеспечению создания космического ракетного комплекса "Ангара" было подписано 26 августа 1995 года. Тогда же был утвержден план-график создания комплекса и финансирование работ. В этом графике срок летных испытаний был намечен на 2005 год. Однако по ряду причин объективного и субъективного характера начало летных испытаний неоднократно переносилось. И вот, наконец, полеты начались.
Проект "Ангара" включает ракеты четырех типов: от легкого класса с грузоподъемностью от 1,7 до 3,7 тонны до тяжелого с грузоподъемностью до 28,5 тонны. В основу носителей положен универсальный ракетный модуль с двигателем РД-191, работающий на экологически чистых видах топлива - керосине и жидком кислороде.
"Ангара" будет способна выводить на околоземные орбиты практически весь спектр перспективных полезных нагрузок в интересах Минобороны РФ. В перспективе эти ракеты-носители смогут выводить космические аппараты даже на высокие геостационарные орбиты, обеспечивая действительно гарантированную независимость отечественного военного космоса.
Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу доложил Верховному главнокомандующему Вооруженными силами России Владимиру Путину об успешном проведении первого испытательного пуска ракеты-носителя "Ангара-1.2ПП", сообщает управление пресс-службы и информации Минобороны России.
"09 июля, в 16 часов 00 минут с универсального стартового комплекса на Государственном испытательном космодроме министерства обороны Российской Федерации (космодром Плесецк) в Архангельской области боевым расчетом Войск воздушно-космической обороны проведен первый испытательный пуск ракеты космического назначения легкого класса "Ангара-1.2ПП", - говорится в сообщении.
Подготовка и проведение пуска РКН "Ангара-1.2ПП" проходили под общим руководством командующего Войсками воздушно-космической обороны генерал-лейтенанта Александра Головко.
Ракеты-носители семейства "Ангара" не будут использовать агрессивные и токсичные ракетные топлива на основе гептила, что позволит существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса, как в прилегающем к космодрому регионе, так и в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей.
В рамках создания наземной инфраструктуры для КРК "Ангара" на космодроме Плесецк созданы технический комплекс для подготовки ракет-носителей семейства "Ангара" и универсальный стартовый комплекс для проведения пусков этого типа ракет-носителей.
Универсальный стартовый комплекс состоит из 211 подземных и заглубленных зданий и сооружений, доступ в которые обеспечивается через защищенные входы и связующие проходные каналы, общей протяженностью порядка 5 км. Комплекс включает в свой состав технологическое оборудование, автоматизированные системы управления, комплекс заправки баков низкого давления разгонных блоков, комплекты наземного оборудования и проверочной аппаратуры, инженерные сети и коммуникации, протяженностью более 22 км, а так же сеть автомобильных и железный дорог.
В ходе строительства объектов КРК "Ангара" отставание по некоторым направлениям работ достигало 6 месяцев. Для ликвидации отставания строительство нового космического комплекса было взято под личный контроль министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу. Для непосредственного мониторинга строительных и пуско-наладочных работ на космодроме была установлена специальная система видеонаблюдения, позволяющая ежедневно в режиме реального времени контролировать ход работ по созданию комплекса "Ангара". Этот вопрос был одним из приоритетных на каждом селекторном совещании с участием руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Благодаря напряженной работе профильных департаментов министерства обороны Российской Федерации, Спецстроя России, командования Войск ВКО и космодрома Плесецк удалось полностью ликвидировать отставание по всем направлениям работ, для чего нередко принимались и жесткие кадровые решения.
В соответствии с утвержденным президентом России графиком в настоящее время на космодроме Плесецк начались летные испытания КРК "Ангара".