Александр Адабашьян, драматург
Памятники бывают разные. Для меня памятники делятся на те, которые мне нравятся, и на те, которые я не воспринимаю всерьез. Мне нравится памятник Александру Пушкину на Тверской и памятник Гоголю (который рядом с домом-музеем Гоголя). С этими памятниками все ясно и понятно. Образ и творчество этих личностей знакомы по меньшей мере большинству русских людей. Есть нейтральные для меня памятники. К примеру, памятник Рабиндранату Тагору не вызывает в моей душе ни малейшего отклика. Такие статуи, как правило, являются идеологическими и политическими акциями. Думаю, вряд ли у нас кто-нибудь знаком с творчеством этого индийского писателя.
Я не люблю памятник Грибоедову и особенно мне не по нраву "бульварный" Гоголь. Улыбающийся, причесанный, совсем не похожий на писателя, а все больше напоминающий пожилого обаятельного чиновника. Есть еще, как это нынче принято говорить, прикольные памятники - скульптура стриптизерши на Алексеевской или Плавленый сырок на Дмитровской. Я к такого рода искусству отношусь очень хорошо, потому как авторы этих статуй возвели памятники хорошему настроению. Ну и, конечно же, есть в высшей степени серьезные скульптуры, поставленные нашим кровопролитным победам. Один из таких памятников - памятник Жукову, восседающему на коне прямо рядом с Кремлем.
Идея поставить рядом с Кремлем еще и Александра I, о котором пишет "РГ" на 6-й полосе, мне нравится. Абсолютно объективно 1812 год является репетицией Второй мировой войны. А Наполеон, в свою очередь, ранняя версия известного австрийского художника. Правда, потом из Наполеона сделали великого позитивного исторического деятеля, и до сегодняшнего дня, неизвестно почему, он считается романтическим героем. Хотя на самом деле Наполеон был абсолютным злом с той же самой идеей верховенства великой нации (правда, французской) над всем миром. И исключительно с этой мыслью Наполеон перебил кучу народа. Если бы не Александр I, то неизвестно, чем бы все это безобразие в Европе закончилось.
Александр I был и останется победителем. Помимо победы над французами царя часто обвиняют в сожжении Москвы. На мой взгляд, совершенно незаслуженно. Во-первых, доподлинно неизвестно, кто же все-таки виноват в сожжении Москвы (есть разные версии, от поджога русскими лазутчиками до версий о случайном пожаре - Москва все же была большим деревянным городом). А во-вторых, решение оставить Златоглавую было принято военным советом в Филях.
Кстати говоря, в армии Наполеона воевали не только французы. Посему обсуждаемый царь был не только первым по имени Александр в истории русских царей, но и первым царем, вошедшим в Париж, а также первым царем, победившим Европу.