Новости

10.07.2014 00:23
Рубрика: Общество

Падение, ставшее взлетом

Кто подарил человечеству язык богообщения
"Мари, привет! Мари, хоть я и атеист (местами воинствующий), за твоими элукубрациями слежу регулярно и даже писал тебе как-то раз - ты не ответила. Честно скажу, обиделся, решил больше не тревожить, но прочитал давеча про очередного святого отца и меня аж подбросило! Слушай, ну сколько можно про непорочных ангелов и молитвы? Вернись на землю! Не надо нам тыкать в глаза их елейной святостью! Хочешь сеять доброе-вечное, возьми да и расскажи, как праведно жить здоровому люду с простыми аппетитами нормальных половоактивных особей, нам, а не истощенным постами анахоретам-отшельникам - с ними и так все ясно. Как изыщешь жизнеактивного святого, не томи, поделись..."

Марат

И Вам, Марат, здравствуйте! Спасибо на добром слове: нашла в Яндекс-словаре "элукубрацию". Оказывается, ничего страшного, всего лишь "сочинение, стоившее бессонных ночей, плод кропотливого труда". Отыскать святого, не монаха-отшельника, а такого, чья жизнь протекала бы не в безлюдной пустыне и не в иноческой келье, а в самом эпицентре исторических, политических, любовных и житейских драм, еще проще. Приступим, с Богом!

В истории человечества есть поразительный святой. Во-первых, его почитают миллионы - в иудаизме, в христианстве, в исламе. Во-вторых, мы точно знаем, что никаким святым, в смысле безгрешным, он не был. Больше того, хроника его грехопадений, в том числе и тайных, сокрытых от постороннего глаза, широко известна. Одно такое его прегрешение имело трагичнейшие последствия - две смерти, в том числе и его родного ребенка. Не был этот святой, конечно, и анахоретом - греческое слово, обозначающее отшельника. Не был он пустынником, не был даже просто монахом, наоборот, часть жизни провел в необычайной роскоши и неге. Был ли он жизнелюбом? Бесспорно! Наслаждался красотами природы, великолепно играл на струнных инструментах, исполняя гимны собственного сочинения, мог искренно, от всего сердца прилюдно пуститься в пляс, влюблялся, любил. Человечество сохранило в памяти имена восьми его жен, известно, что было еще и множество безымянных наложниц. Двадцать детей. Возведенный на зависть соперникам величественный дворец. В конце концов он был воином, без тени колебания убивающим врагов. Ловким и расчетливым политиком, умеющим склонить на свою сторону злейших противников. Дипломатом, проворачивающим изысканные многоходовки: однажды, дабы избежать смерти от рук бывшего благодетеля, вступил в сговор с неприятелем, причем хитрец умудрился надуть новоявленного союзника: тот считал, что наш герой, отдавая ему дань, обирает своих же сородичей, а святой на самом деле совершал набеги на другого недруга своей Родины. Марат, я не слишком спешу, гениальность комбинации понятна? Если что, можно перечитать предложение еще раз.

Головокружительная карьера не помеха святости

Кроме того наш святой успел побыть предводителем отряда повстанцев, крышующего пастухов. И даже придворным музыкантом и оруженосцем. Обладатель притягательной наружности - "белокурый, с красивыми глазами и приятным лицом", он был хоть и невысок ростом, но с потрясающей фигурой - если верить Микеланджело. Быстро завоевывал симпатии - как женщин, так и мужчин. Счастливчик сделал головокружительную карьеру: от пастуха до самодержца. Правитель, столь умело управлявший народом, что царствование его до сих пор считается золотым веком нации.

И при этом: преследуемый изгнанник. Ратоборец, посылаемый часто на верную смерть. Несчастный отец, против которого пошли войной родные сыновья. Изгнанник у собственного народа, не простившего ему его победы и его величие. Нищий - на старости лет преданный и проклинаемый всеми, кроме двух-трех самых верных друзей. И снова властитель, вернувшийся из изгнания, восставший из пепла унижения. Гонимый людьми и избранный Богом. Царь Давид. Святой, псалмопевец, пророк.

Он родился три тысячи лет назад, в тихом Вифлееме, но его ярчайшая фигура вдохновляла не только художников - Тициан, Рембрандт, Караваджо, Микеланджело, не только поэтов. Опыт царя Давида до сих пор поучителен и для дипломатов, и для властей предержащих, и для военачальников. Достаточно сказать, что исследователи жизни нашего Александра Васильевича Суворова называют его "русским Давидом": войны при царе Давиде и при Суворове были разные, а вот принципы, которые легли в основу побед этих неординарных людей, были одни и те же. Юный Давид вышел на бой с силачом Голиафом со словами: "Не мечом и копьем спасает Господь! С тобой сила, а со мной Господь!" Главным принципом Суворова, кстати, в совершенстве знающего Библию, был знаменитый призыв к солдатам: "Молитесь Богу! От Него победа! Чудо-богатыри, Бог нас водит! От Него победа! Он нам генерал!"

Но почему же мы считаем царя Давида святым? Потому что главным в этой противоречивой, яркой, богато одаренной личности, ее стержнем была искренняя и живая вера в Бога. И вся его жизнь, весь опыт - причем не только духовного возвышения, но и падений - это опыт реального богообщения. Больше того, царь Давид оставил нам, потомкам, язык этого богообщения. Это его словами мы каждый день молимся, произнося "Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня" - знаменитый 50-й псалом, покаянный. Или когда просим у Бога защиты от врагов: "Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил" (3-й псалом, читаемый в опасностях). Или когда просим Божьей милости: "Боже, сжалься над нами и благослови нас, яви нам свет лица Твоего и помилуй нас" (псалом 66). Или в защиту от врагов видимых и невидимых: "Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящии Его. Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск от лица огня - так да погибнут грешники от лица Божия" (знаменитый 67-й псалом, читаемый против нападений бесовских). Или "Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится" (псалом 90-й).

Марат, о яркой, противоречивой натуре царя, псалмопевца и святого пророка мы еще обязательно поговорим - его опыт необыкновенно поучителен. Но сейчас мне хочется ответить еще на одно письмо читательницы Елены Владимировны из Орла, которая просит рассказать о том, какие псалмы читать, прося защиты от врагов.

Для этого приведу отрывки из писем нашего святого - преподобного Амвросия Оптинского: "Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: "Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век". Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь - прочитывай 101-й псалом".

"...чтобы в твоем положении (в душевной уязвлении, когда нечестивые торжествуют) получить милость и помощь Божию, читай ежедневно псалом 36-й: "Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие". И хорошо бы этот псалом читать по слову святого Давида - вечер, утро и полудне. И еще два псалма - "Господь просвещение" (26-й) и "Живый в помощи" (90-й). Ежели во имя Святой Троицы будешь исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тогда изведет, умолишь Его. Полезно также читать псалом - "Терпя, потерпех Господа и внят ми" (39-й)".

Елена Владимировна, мы обязательно разберем по смыслу эти псалмы, связывая их с жизнью царя Давида, но начнем мы с самого первого. Приведу его в русском переводе, сделанном о. Амвросием (Тимротом). Думаю, каждый самостоятельно может прочувствовать мудрость слов царя и святого.

Псалом 1

1 Псалом Давида, не надписанный у евреев.

Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел. 2 Но в законе Господнем - воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь. 3 И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время свое, и лист его не опадет, и во всем, что бы ни делал, преуспеет. 4 Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли. 5 Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники - в совете праведных. 6. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, "Российская газета", или pisma-maria@mail.ru

Общество Религия Беседы с Марией Городовой