Михаил Александрович, что изменится с введением лицензий для управляющих компаний?
Михаил Мень: С мая 2015 года в России нельзя будет работать без такой лицензии. В итоге, по экспертным оценкам, заменены будут от 7 до 10 процентов управляющих организаций. Это недобросовестные компании (УК), на которых постоянно жалуются жители.
В каких конкретно случаях предполагается отбирать лицензию у управляющих компаний?
Михаил Мень: Законопроект, который Госдума приняла накануне в окончательном третьем чтении, предусматривает, что та управляющая организация, которая два раза в течение года по одному дому не исполнила предписания, выданные Госжилинспекцией, и получила соответствующее административное наказание в судебном порядке, лишается права управлять этим домом. Причем мы не делим эти нарушения на грубые и негрубые. То есть УК может лишиться права управлять домом, даже если, например, дважды "забыла" вымыть полы.
А если УК потеряла право управлять более чем 15 процентами домов от всего объема управления, тогда Госжилинспекция обязана подать в суд иск об аннулировании лицензии, и в таком случае УК на три года лишается права заниматься деятельностью по управлению многоквартирными домами. А ее руководитель попадает в федеральный реестр, так называемый "черный список", и тоже лишается права заниматься этим видом деятельности в ближайшие три года.
В то же время мы вводим право вето собственников. Даже если у управляющей компании есть два административных взыскания, но она убедила собственников, что готова оперативно исправить ситуацию, у собственников должно быть право защитить свою УК.
Расскажите поподробнее о возможном введении материальной ответственности для тех управляющих компаний, которые предоставляют своим потребителям некачественные услуги, и тех, которые приписывают в платежках лишние нули. О каких суммах штрафов идет речь?
Михаил Мень: Еще одна инициатива минстроя - о введении штрафов в пользу потребителей за некачественную услугу или неправильный расчет. Сегодня в России пока часты ситуации, когда мы не имеем тепла в доме или горячей воды, или не работает лифт. Согласно существующему законодательству, если потребитель зафиксировал в присутствии представителя УК или в присутствии свидетелей, например, факт отсутствия в кране горячей воды, доказал это, подал жалобу, то УК не берет с потребителя деньги за эту услугу. Мы считаем, что этого недостаточно, потому что усилия по фиксации, подаче жалобы - это, безусловно, трата нервов и времени, и важно дать потребителю своего рода моральную компенсацию. Поэтому мы вводим ответственность именно в виде штрафа потребителю за некачественно оказанную услугу в размере 30 процентов от стоимости такой услуги.
Ровно такая же норма будет введена и для неправильного расчета. Не секрет, что часто по ошибке, а иногда и умышленно потребителям выставляются неправильные квитанции с завышенными счетами. Потребитель вынужден разбираться, ходить в расчетно-кассовый центр, и, если потребитель доказал свою правоту, с него неправильно начисленная сумма снимается. Мы же вводим норму, когда 15 процентов от этой суммы будет направляться на счет потребителю. На наш взгляд, это позволит мотивировать тех, кто работает на этом рынке, честно работать, добиваться качественных услуг и выставлять справедливые платежки, в противном случае они будут вынуждены выплачивать потребителям огромные суммы штрафов.
Но пока эти нормы еще не приняты, куда идти простым жителям, чтобы пожаловаться на свою управляющую компанию? Ведь зачастую местные власти работают в одной связке с управляющими компаниями.
Михаил Мень: Пока эти нормы не приняты, но и сегодня есть способ защищать свои права. Во-первых, собственники могут собрать собрание и при необходимости сменить УК. Конечно, сегодня это сопряжено с определенными рисками - во-первых, нужно уведомить всех собственников, чтобы не было злоупотреблений или подделки протоколов. Очень часто этому препятствуют управляющие компании, например, срывают объявление о проведении общего собрания. Но именно для этого выстроена система государственного жилищного надзора. Госжилинспекции есть в каждом субъекте РФ, а в каждом муниципалитете есть орган муниципального жилищного контроля, куда вы можете обратиться со своими проблемами. На ваше обращение в обязательном порядке должна быть проведена проверка и по ее результатам выдано предписание, которое вы берете сразу на контроль. Если предписание не исполнено, тогда накладывается административный штраф. Механизмы защиты прав в виде Госжилинспекции работают - только за 2013 год по всей России проведено более 250 тысяч проверок по заявлениям граждан, по итогам 50 тысяч из которых были выданы соответствующие предписания.
Совсем недавно правительство отменило социальные нормы на воду, тепло и газ, даже не успев их официально ввести. С чем это было связано? Возможно ли, что и соцнормы на электричество будут отменены?
Михаил Мень: Минстрой России изначально настаивал на том, что введение соцнорм в водоснабжении является преждевременным, это связано с низкой оснащенностью жилья индивидуальными приборами учета потребления этой услуги. Но даже после полного оснащения нужно взвесить все "за" и "против" в этом вопросе. Соцнорму в теплоснабжении даже не стоит обсуждать, ее введение даже не обсуждается.
Что касается соцнормы потребления электрической энергии, то регионам России дано право самостоятельно принимать решение о сроках введения этой соцнормы и ее параметрах.
Михаил Александрович, накануне нашей встречи мы предложили читателям "РГ" прислать те вопросы, которые бы они хотели вам задать. Их оказалось огромное количество...
Михаил Мень: Да, у нас такая сфера, что вопросов очень много. Недавно мы проводили прием граждан - люди приехали со всей страны, потому что и строительство, и ЖКХ - это очень чувствительные сферы. Сейчас мы делаем очень многое, чтобы сделать деятельность министерства максимально открытой, готовим сайт со специальными разделами для жителей и специалистов, ведем социальные сети. При принятии решений мы проводим консультации с общественными организациями, "Деловой Россией", Агентством стратегических инициатив, "ОПОРОЙ России", Народным фронтом, общаемся с экспертами Открытого правительства. Когда у меня происходят рабочие поездки в регионы, я стараюсь находить время, чтобы пообщаться не только с чиновниками, но и с работниками отрасли, местными журналистами, жителями. Для грамотной работы ведомства сигналы с мест очень важны. Что касается вопросов ваших читателей, мы, конечно, их изучим и на самые распространенные готовы также через ваше издание дать ответы.