"Народ предполагает, что Дума уже отдыхает, а на самом деле здесь обсуждается очень важная тема", - заметил губернатор Московской области Андрей Воробьев, также участвующий в заседании. Но тема дискуссии была такой, которая как раз и не предполагает перерывов на отдых - местное самоуправление, это та власть, что должна работать каждый день и каждый час, не уходя в отпуск и не отдаляясь от народа. Именно в этом смысл поправок в базовый закон, принятых в 2014 году. На Совете как раз и говорили о том, как новые нормы приживаются в России.
Среди главных нововведений Сергей Нарышкин назвал возможность выбора организации местной власти. "Очевидно, что в такой огромной стране, как Россия, с особенностями регионов, невозможно причесать под одну гребенку все территории", - сказал спикер, напомнив, что, внося существенные изменения в базовый закон о МСУ, депутаты выполнили задачу, поставленную президентом в Послании Федеральному Собранию РФ. И теперь требуется постоянный мониторинг правоприменительной практики, чтобы понять, какая правка требуется еще.
"Работа сделана большая, мы ее будем продолжать уже в режиме точечной корректировки", - подтвердил председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. "Мы уходим от шаблонов. Вариативность, многообразие форм - это и есть признаки истинного федерализма", - оценил Кидяев реформаторскую суть закона. Он уточнил, что "субъектам Федерации даются широкие права, касающиеся вопросов создания городских округов с внутригородским делением, передачи части функций от сельских поселений к муниципальным районам и обратно, перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов". Кидяев доложил еще и об одном выполненном поручении президента - местному самоуправлению даны полномочия по совершению отдельных нотариальных действий, а также регистрации актов гражданского состояния. И теперь жителю сельского поселения не придется ехать в райцентр, чтобы, к примеру, зарегистрировать брак или рождение ребенка. Это можно сделать там, где человек живет.
Глава профильного комитета обратил внимание на еще два направления, о которых стоит поговорить в связи с реформой местного самоуправления. Это муниципальные кадры, но здесь перспектива просматривается: формирование единой базы вакансий, по мнению Кидяева, "создаст прозрачные механизмы конкурсного отбора кандидатов, расширит возможность подбора новых специалистов".
Второе направление, касающееся финансов и экономической деятельности МСУ, как и все, что связано с деньгами, остается весьма проблемным. Кидяев сожалел, что структурное сравнение доходной базы земств, о которых в последнее время много говорят в связи со 150-летием земской реформы, и современных местных бюджетов складывается не в пользу последних. Чтобы исправить ситуацию, за местными бюджетами необходимо закреплять те налоги, на развитие базы которых может повлиять муниципальная власть. "Вот почему, например, мы последовательно выступаем за передачу местным бюджетам "упрощенки", то есть налога на малый бизнес. Также мы предлагаем передать в местные бюджеты два процента от налога на прибыль организаций, зачисляемые сейчас в федеральный бюджет", - пояснил Кидяев, добавив, что отчисления от налога на доходы физических лиц тоже, по поводу которых ведутся споры, "должны, конечно же, поступать в бюджет по месту жительства граждан".