Нашествие ГМО
Некоторые опасения по поводу своевременности принятия вышеназванного закона высказали глава минфина КР Ольга Лаврова и министр экономики Темир Сариев. У них аргументы финансовые.
Лаврова считает, что для реализации закона о запрете ГМО-продуктов в бюджете страны нужно предусмотреть от 10 до 26 миллионов сомов. Для казны Киргизии - это значительная сумма.
Кроме того, запрет на ГМО необходимо обосновать научно. В противном случае, по мнению Лавровой, импортеры генно-модифицированных продуктов имеют право обратиться в международный арбитраж, и выиграть процесс без твердых доводов едва ли возможно.
Министр экономики КР Темир Сариев и вовсе считает, что Киргизия пока не в состоянии отказаться от импортных продуктов с содержанием ГМО.
- Мы можем обеспечить себя только овощами, картофелем, мясом и молоком и то не в полном объеме. В случае принятия закона о запрете ввоза ГМО-продукции могут возникнуть перебои с продовольствием. Особенно в регионах, - пояснил свою позицию Сариев.
Оказался в стане противников закона и ряд парламентариев. Так, депутат Дамира Ниязалиева считает, что сама концепция документа правильная, но есть несколько принципиальных моментов, которые могут серьезно повлиять на продовольственную безопасность страны.
- Во-первых, Киргизии как члену ВТО придется вразумительно объяснить партнерам по организации, почему введен запрет, - говорит она. - Во-вторых, не стоит забывать, что у нас более 40 процентов населения живут за чертой бедности, и у них нет возможности покупать экологически чистые продукты питания, которые, кстати сказать, раз в пять дороже, чем содержащие ГМО. В-третьих, неясен вопрос с лекарственными препаратами. Ведь среди них есть такие, где генно-модифицированные организмы тоже имеются. Не стоит также забывать об убытках, которые понесет сельское хозяйство в случае, если закон начнет работать. Ни для кого не секрет, что у трансгенных растений более высокая урожайность и устойчивость к климатическим условиям, что является основой для снижения голода во всем мире. Ежегодно из-за рубежа к нам завозятся их семена. Покупать экологически чистый посадочный материал у нас нет финансовой возможности. Также необходимо построить и оснастить специальные лаборатории и подготовить специалистов. Без их участия определить, что тот или иной товар содержит генно-модифицированные организмы, невозможно.
Авторы документа настаивают на обратном. По словам депутата Эркингуль Иманкожоевой, Киргизия присоединилась к Конвенции о биологическом разнообразии в 1996 году, а в 2005-м - к Картахенскому протоколу по биобезопасности. Следовательно, власти обязаны заботиться о сохранении биоразнообразия. Кроме того, принятие закона продиктовано временем.
- Такие же документы есть в странах Таможенного союза, а раз Киргизия готовится вступить в него, то законы, действующие на территории республики, должны соответствовать требованиям этой организации. Сегодня во всем мире ученые выделяют основные риски употребления в пищу ГМО-продуктов. Это и ослабленный иммунитет, острые нарушения функционирования организма, аллергические реакции и метаболические расстройства и так далее. В результате появления в ГМО-продуктах новых, незапланированных белков многие заболевания приобретают совершенно иные формы, и лечение их становится все труднее. В странах Европейского союза с декабря 2004 года запрещена продажа продуктов с использованием генов устойчивости к антибиотикам. Да и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует производителям воздержаться от использования этих генов. Нетрудно предположить, что предпримут производители генно-модифицированной продукции. Конечно, вся она потоком хлынет в развивающиеся страны, - считает Иманкожоева.
Ешьте "ешки"
Сейчас в стране уже действуют нормы, которые запрещают ввозить в республику продукцию, где содержание ГМО превышает 0,9 процента. Правда, выяснить, кто следит за соблюдением этих требований, "РГ" так и не удалось.
В Департаменте санитарно-эпидемиологического надзора минздрава КР корреспонденту "РГ" заявили, что это не входит в их компетенцию. Открестились от такого контроля в Государственной таможенной службе страны. Более того, как оказалось, за прошлый год и с начала текущего не было зафиксировано ни одного случая задержания груза продуктов, где содержание генно-модифицированных организмов было бы выше обозначенной нормы. Скажем больше, такие проверки вовсе не проводились.
Как уже говорилось, закон начнет действовать с 2015 года. До этого срока осталось шесть месяцев, а киргизстанцы понятия не имеют ни о самом законе, ни о том, что продается в магазинах.
Сегодня в республике действует около 10 сетей супермаркетов, которые насчитывают больше тысячи торговых точек. Как ни пыталась корреспондент "РГ" выяснить, сколько же процентов ГМО содержится в том или ином продукте, ни один из продавцов не смог ответить на поставленный вопрос. При слове "генно-модифицированный" они делали круглые глаза и пытались что-то прочесть на маркировке товара. Не выдержали экзамен на знание содержания ГМО в продуктах питания также администраторы супермаркетов и менеджеры по продвижению товаров. О мелкооптовых магазинах и говорить не приходится.
Ни в одном магазине Киргизии нет наглядной информации, которая бы рассказывала о товарах с ГМО.
Кстати сказать, в США, которые являются лидером по производству ГМО-продукции, сами американцы предпочитают употреблять в пищу экологически чистую еду. В ряде стран Евросоюза, где налажено производство продуктов с использованием генной инженерии, есть даже специальные законы, которые запрещают реализацию ГМО-товаров на территории той или иной страны. Возникает вопрос: куда же отправляют то, что производят и не едят сами жители стран еврозоны и США?
Из истории вопроса
В 1984 году в США был скрещен ген глубоководной трески с геном клубники. В результате ягода потеряла ряд вкусовых и полезных качеств, зато приобрела более привлекательный объем. Кроме того, почти в пять раз увеличился срок ее хранения. Потом американские ученые скрестили гены картофеля и скорпиона. В результате колорадский жук отказался употреблять его в пищу.
Покупателю разобраться в замысловатых обозначениях, которые указаны на этикетках, практически невозможно. Там, где обычно пишется, что входит в состав того или иного товара, стоят только буквы, цифры и замысловатые термины.
- Мало кому известно, например, что Е1510 - это обозначение этилового спирта, Е260 - уксуса. Эти "ешки" особого вреда организму не принесут. Однако встречаются и такие, которые могут вызвать серьезные заболевания. Среди самых опасных эксперты выделяют Е210, Е211, Е213 - 217, Е240. Они способствуют развитию онкологических заболеваний. Научно доказано, что такие компоненты, как Е103, Е105, Е125, Е126, Е130, Е131, Е142, Е153, могут способствовать образованию злокачественных опухолей. Не полезны для печени разрешенные сахарозаменители Е950, Е951, Е968. Особо стоит сказать о Е951 - аспартаме, который добавляют в жвачки, напитки, консервы, приправы. Продукты с ним могут вызвать мигрень, сыпь на коже и ухудшение мозговой деятельности, рассказала врач-диетолог одного из медицинских центров Бишкека Гульнара Ергешева.
Кстати
В недавнем времени запретили импорт товаров на территорию России, содержащих пищевые добавки под кодом Е216 и Е217, - это бензойная кислота и ее соли.
Эти пищевые добавки используются для продления срока годности вяленых продуктов, а также применяются при изготовлении шоколадных конфет, сухих супов, чипсов и паштетов.
Ученые сделали заявление, что эти добавки способны вызывать рост раковых опухолей. Также официально запрещены: Е121 (цитрусовый красный), Е123 (амарант) и Е 240 (формальдегид).