При этом минкомсвязь подписала уже с десяток меморандумов с рядом стран по снижению тарифов на международный роуминг. Причем не только европейских. Но рост проникновения роуминга так и остался небольшим.
Это связано с тем, что к середине 2012 года операторы уже довели стоимость звонков в роуминге до приемлемого уровня и с тех пор, как бы ни парадоксально это звучало, услуга только дорожала, отмечает глава аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Ядро целевой аудитории не изменилось, за границу по-прежнему ездит небольшая часть россиян, и проникновение выросло на пару процентов за счет тех, кто поверил рекламе операторов и не побоялся воспользоваться роумингом.
Учитывая, что международный роуминг зависит не только от действий российских регуляторов и желания операторов снизить тарифы, но и от курса доллара и евро, которыми сотовые компании рассчитываются за трафик.
При этом те, кто ездит за границу, увидели, что хваленые туристические сим-карты не особо экономят деньги. А в ряде случаев получается, что за звонок по международным тарифам платит собеседник. Хотя в салонах сотовой связи можно взять такие симки операторов из прибалтийских стран, которые являются членами ЕС, и тарифы на заграничные звонки с них должны быть гораздо ниже. Но надо учесть, что операторы туристических симок используют технологию "Call Back", которая переводит исходящий звонок во входящий.
И если пару лет назад "турсимки" были популярны, то тенденция 2014 года - покупка местных карт в первую очередь для мобильного Интернета. Многие абоненты при наличии доступа в Сеть активно общаются при помощи смартфонов через сервисы IP-телефонии (вместо обычных телефонных звонков) и мессенджеров (вместо SMS). Причем такая замена наблюдается не только среди тех людей, которые не пользуются роумингом и полагаются на такие способы связи как на единственные, но и среди тех, которые пользуются. В этом случае объем роумингового трафика сокращается.
Пока операторы еще не перестроились на, то что поступления от международного роуминга снижаются за счет популярности интернет-чатов. Хотя в ряде тарифов сотовики вроде как и предполагают скидки на роуминг, но исследования показали, что удовлетворенность абонентов опытом использования услуг роуминга не на высоте. Либо затраты не соответствовали ожидаемым, либо были технические проблемы: не работали услуги связи, не подключались опции. И хотя к каждому из наших сотовых компаний замечания разнятся, перейти к другому оператору из-за недовольства роумингом готовы менее пяти процентов опрошенных. Большинство недовольных планируют во время следующей поездки просто отказаться от роуминга вообще, попробовав альтернативные способы связи.