- Наш центр являлся международным ответвлением системы безопасности Кубка мира, - рассказала корреспонденту "РГ" оперативный управляющий Таниа Фогаса. - Основная задача - усилить обмен информацией между полицейскими. Так, например, если российский гражданин был бы задержан в Сан-Паулу, то мы оперативно могли проверить, действительно ли он россиянин, не поддельные ли его документы. Вся информация поступала сюда, и коллеги из российской полиции могли заняться проверкой этого человека.
Стражи правопорядка в режиме реального времени имели доступ ко всем камерам наблюдения, установленным в 12 городах, где проходили матчи чемпионата. Для представителей российского МВД опыт оказался очень полезным, особенно если учесть, что в 2018 году уже нашим правоохранителям придется организовывать все необходимые мероприятия по обеспечению безопасности.
- Мы активно изучали организацию систем безопасности, применяемую бразильцами. Я особенное внимание уделяю инженерной безопасности, тому, как она организована вокруг стадионов, у входов на арену, где расположены полицейские посты. Мы могли наблюдать не только за нашими, но и смотрели, как вообще себя ведут иностранцы и местные болельщики, в том числе в фан-зонах. Этот опыт нам очень необходим для того, чтобы заранее предусмотреть все возможности на мероприятиях, запланированных у нас через четыре года, - отметил заместитель начальника отдела управления по обеспечению безопасности крупных мероприятий МВД России Роман Азявин.
По словам Азявина, одна из отличительных черт этого чемпионата заключалась в том, что в Бразилии во время чемпионата мира не было разграничения болельщиков по секторам. Поклонники разных сборных сидели вперемешку между собой, активно общались и не было зафиксировано ни одного серьезного инцидента. Впрочем, совсем без конфликтов не обошлось - имели место несколько случаев, когда бразильцы, присутствующие на матчах с участием "чужих" команд, вели себя вызывающе и провоцировали болельщиков из других стран, например, аргентинских или чилийских. Им делали замечания, они лезли в драку, но всегда вовремя вмешивалась местная полиция.
Кстати, работу местных полицейских в ФИФА назвали образцовой - если накануне ЧМ-2014 были опасения, что могут повториться погромы, которые прокатились по стране во время Кубка Конфедерации 2013 года, то после завершения нынешнего турнира стало очевидно, что местная полиция учла все ошибки и пресекала любые беспорядки, не стесняясь в средствах.
Заместитель начальника российского национального контактного пункта, национального центрального бюро Интерпола Сергей Левошин рассказал, что коллеги из других стран очень активно интересовались информацией о российских хулиганах:
- Скажем, в бельгийской прессе появлялись материалы, что в Бразилию едет около полутысячи радикально настроенных фанатов из России, которые настроены дать бой болельщикам из других стран. Эта информация в итоге не подтвердилась, но специальная оперативная группа все же присматривала за нашими согражданами - на всякий случай. Хочу отметить, что среди зарегистрированных полицией нарушителей порядка российские граждане не фигурировали ни разу. И за это мы хотим выразить большую благодарность всем болельщикам, которые вели себя мудро, с уважением к стране их пребывания.
Мне было любопытно узнать - а позволяли ли себе эмоции люди в погонах во время матчей? Сергей Левошин улыбается:
- Конечно, сидеть сложа руки не получалось - если забивали гол, то мы аплодировали - это же эмоциональная игра! Но при этом не забывали ни на секунду, что находимся на службе, поэтому очень внимательно отслеживали все, что происходит на трибунах, немного "отвлекаясь" на футбол.
Отмечу, что за время работы в центре наши полицейские сделали для себя полезное открытие. Оказывается, в Европе работает интегрированная система NFIP - Национальный футбольный информационный пост. Десять дет назад ее создали голландские полицейские. Сегодня в ней участвуют 27 стран Европы. Эта система позволяет отслеживать передвижения групп болельщиков. Страна, из которой выезжают любители футбола в другое государство, передает информацию о том, каким рейсом, когда, сколько человек, какая категория болельщиков, кто из них может представлять опасность, то есть входит в группу риска. Принимающая сторона уже имеет на руках все сведения еще до их прибытия на место.