США представили на авиасалоне нелетающий самолет

Новость о том, что накануне авиасалона в Фарнборо англичане не дали виз большей части российской делегации "из-за позиции по Украине", в выходные не звучала разве что из утюга.

Особенно бойко подхватили ее украинские СМИ - там она третий день в топе, будто в стране важнее ничего нет. А где-то даже проскочило торжествующее сообщение, что до Фарнборо добралось всего 5 россиян. В общем, туши свет. На самом деле не все так ужасно. Во-первых, примерно та же ситуация была в 2012 году, тогда в качестве вероятной причины "визового скандала" назывались ситуация в Сирии и "дело Магнитского". И наши тогда даже грозили бойкотировать Фарнборо-2014. Как видим, до бойкота не дошло. А во-вторых, значительная часть (примерно половина из 350-ти) желающих из России до авиасалона все же добралась, включая первых лиц компаний и корпораций, а также главу делегации, зама главы минпромторга Юрия Слюсаря.  Самолеты Москва - Лондон в эти дни забиты под завязку, на российских стендах в Фарнборо посетителей хватает, как и в предыдущие годы. Другое дело, что никакого особого прорыва нашими здесь и не планировалось. Еще в мае глава ОАК Михаил Погосян заявил, что российской военной авиатехники в Фарнборо не будет.

Не собирались прилетать и пилотажные группы "Стрижи" (четверка легких МиГ-29) и "Русские витязи" (пять тяжелых Су-27), служащие украшением любого салона - какой смысл пиарить Фарнборо за свой счет? Не ожидалось и подписания каких-либо крупных контрактов. Более того, в прессе в последние месяцы появлялись "утечки" о том, что Россия сократит свое участие в европейских выставках вооружения в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Так что участие нашей страны в авиасалоне я бы назвал умеренно достаточным, соответствующим ситуации в целом. Без пафоса и излишней помпы, все трезво и по-деловому.

Интерес вызовут истребители Су-35 и МиГ-29М/М2, вертолеты Ми-35М, Ми-28НЭ "Ночной охотник" и Ка-52 "Аллигатор"

В российской экспозиции представлены стенды 74 организаций, 16 из которых представляют продукцию военного назначения (всего 91 образец). Прилетели два Sukhoi Superjet 100. Один - авиакомпании Interjet, которая очень довольна их эксплуатацией в Мексике. Другой - российской авиакомпании Ютэйр.

Корпорация "Иркут" привезла модель кабины и салона лайнера МС-21 - надежды российской гражданской авиации, идущей на смену Ту-154. МС-21 должен взлететь в 2017 году. Впервые за границей показывают и тренажер МС-21, на котором будут готовиться летчики.

Кроме них, наши в Фарнборо рассчитывают на интерес специалистов к истребителям Су-35 и МиГ-29М/М2, учебно-боевому Як-130, военно-транспортному Ил-76МД, боевым вертолетам Ми-35М, Ми-28НЭ "Ночной охотник" и Ка-52 "Аллигатор", авиационным средствам поражения. Довольно широко представлена продукция Федерального космического агентства - макеты ряда космических аппаратов, ракет-носителей "Союз-2", "Союз-СТ" и разгонного блока "Фрегат", другие образцы инновационных разработок. Всего же в этом году в Фарнборо представлены свыше 1000 компаний из 37 стран. Наиболее масштабные экспозиции - у Великобритании и США.

По сообщению организаторов, в летной программе и на стоянке будут продемонстрированы образцы военной и гражданской авиации из 10 стран - России, США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Канады, а также Бразилии, Швейцарии и Катара. Но больше всего организаторы переживают, что в Фарнборо не прилетел новый американский F-35 Lightning II. Он должен был впервые представлен за пределами США, но сломался, после чего полеты всех F-35 приостановлены. Так что главной новинки на авиасалоне не появилось - вместо нее пришлось выставить пластиковый макет.

Досье "РГ"

Авиасалон в Фарнборо проводится с 1932 года. Россия участвует в нем с 1984 года. Здесь в 1988 году впервые западный мир увидел грозный советский МиГ-29, а в 2010 году наши в Фарнборо заключили контрактов на рекордные 10 млрд. долларов. В 2012 году на салоне было объявлено о заключении сделок на закупку 758 самолетов на 72 млрд. долларов. Это на 53 процента больше, чем в 2010 году и близко к докризисному 2008 году - 88 млрд. долларов.