"В прошлом году на острове побывало около 70 тысяч граждан России. В настоящее время предпринимаем шаги по увеличению числа авиаперевозчиков, осуществляющих прямые рейсы между городами двух стран. Таким образом, имеем в виду обеспечить устойчивый рост российского турпотока на Кубу", - уточнил глава государства. Российские эксперты туриндустрии оценивают это тренд положительно. "Куба - ничуть не хуже, а даже лучше, например, Турции и Египта. Там лучше природные условия, инфраструктура, сервис, - рассказал "РГ" главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - Например, канадцы давно облюбовали Кубу в качестве места отдыха. У них требования к сервису достаточно высокие, и кубинцы с этим прекрасно справляются". Конечно, лететь из Кубы до Канады гораздо ближе, чем из России. Но удаленность острова отнюдь не главный фактор, препятствующий выездному турпотоку. Самое существенное в этом вопросе - цена.
Продажи турпакетов на Кубу, как и в другие государства Латинской Америки, сдерживает дороговизна предложения. Люди хотят преимущественно дешевых туров - за 600-700 долларов, что вполне было возможным в прошлом году, когда направление сильно "подгорало". В этом году цена только авиабилета доходит до 50 тысяч рублей. "А стоимость двухнедельного пакетного тура на Кубу с перелетом и проживанием в отеле по системе "все влючено" - от 150 до 200 тысяч рублей. Недешевые направления - Аргентина, Бразилия, Боливия, Перу. Чили - страна вытянутая и при путешествии требует большого количества внутренних перелетов, поэтому это направление еще дороже", - рассказала "РГ" замгендиректора по развитию и международному бизнесу туроператора "Турэкспресс" Александра Новикова.
По словам эксперта, более 50 процентов стоимости тура составляет авиаперелет. Причем дальность направления, а перелет до стран Латинской Америки длится от 10 часов, конечно, влияет на стоимость билетов. "Во-первых, перелет дорогой потому что нет прямых регулярных рейсов из России в страны Латинской Америки. Только на Кубу и в Мексику напрямую летает "Аэрофлот", - уточнила Александра Новикова. Добраться до других стран можно либо чартерами, либо стыковочными рейсами, которые выполняют зарубежные компании". Таких компаний всего пять. По сути, они монополизировали рынок и диктуют свои цены. И отсутствие конкуренции в авиаперевозках в Латинскую Америку - вторая серьезная причина, тормозящая туда турпоток, считает эксперт. "И то, что сейчас президентом заявлено о мерах по увеличению числа авиаперевозчиков на Кубу, это, по сути, главное, что необходимо решить. Практика показывает, что такие вопросы могут решаться только на самом высоком уровне. Ведь бизнес международных авиаперевозок довольно сложный", - считает Александра Новикова.
Впрочем, увеличение турпотока в страны Латинской Америки - это задача и для туроператоров, уверен Роман Гусаров. "Для чартерных рейсов у нас бортов достаточно, авиакомпании подстраиваются под спрос. Отсутствие чартеров говорит о том, что туроператоры не в состоянии или не хотят заполнить целый самолет туристами", - считает эксперт. Отсюда, кстати, и неутешительная пока статистика с той же Кубой. Цифра в 70 тысяч российских туристов, посетивших остров в 2013 году, - на 19 процентов меньше, чем в 2012-м.
"Туроператоры отмечают снижение спроса на Кубу и в этом году: с начала года объемы продаж уменьшились на 10-15 процентов. Это совпадает с данными Национального бюро статистики и информации страны, которое с января по май 2014 года зафиксировало снижение въездного турпотока из России по сравнению с предыдущими показателями на уровне 11 процентов - до 32 тысяч туристов", - привела цифры пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Вероятно, считают эксперты, в этом сезоне игроки рынка сдержанно подошли к формированию своих кубинских объемов. Многие перешли на "мягкие" блоки мест в самолетах, что гораздо выгоднее для туроператоров. Такая схема позволяет избежать "лишних" спецпредложений. Возможно, это и стало одной из причин, падения турпотока на Кубу. То есть, люди ориентируются на "горящие" путевки, а их фактически нет.