14.07.2014 12:37
    Поделиться

    В Башкирии на этнофестивале показали древние традиции

    В Бурзянском районе Башкортостана прошел республиканский этнофестиваль, посвященный древним традициям, передаваемым из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.

    Его участниками стали представители четырех районов республики: Бурзянского, изюминкой которого является бортничество (добыча "дикого" меда); Баймакского, известного традициями коневодства и народными промыслами в этой области; Абзелиловского, где живут и трудятся мастера изготовления художественного войлока, и Белорецкого, где развиты ремесла различных народов, живущих в дружбе и согласии в течение веков. Объединяющим же началом для них всех было и остается пчеловодство. Недаром этнофестиваль получил название "Башкирский мед".

    Каждый район подготовил к празднику собственную оригинальную и красочную экспозицию. В юртах ждало угощение: разнообразные национальные блюда и напитки, самыми крепкими из которых были кумыс и медовуха. Гостей, как и положено, песнями и плясками встречали женщины и мужчины в национальных костюмах.

    Примечательно, что костюмы - не сценические. Это одежда, бережно хранимая в семьях и надеваемая по особо торжественным случаям. Этнофестиваль "Башкирский мед" как раз таким и оказался, ведь его почетными гостями стали представители ЮНЕСКО: генеральный директор Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ICCROM) Стефано де Каро, советник генерального директора ЮНЕСКО Мунир Бушенаки и руководитель отдела по комплектации и предварительной оценке номинаций Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Алессандро Бальзамо.

    Им были показаны древние традиции башкирского народа, в частности - обряд перехода родовых бортей от отца к сыну, включащий церемонию передачи родовой тамги (знака), который ставится на дерево с пчелиной бортью и означает собственность определенного рода. Во все времена право собственности соблюдалось неукоснительно. Даже если все мужчины рода погибали в сражениях или на охоте, никто чужой не имел права прикасаться к их бортям.

    Во время праздника проводились конкурсы - опытные мастера соревновались в изготовлении бортей, дети, постигающие тонкости ремесла, участвовали в "Веселых стартах пчеловодов". Все желающие могли померится силами в поднятии камня - этот вид состязаний описан еще в эпосе "Урал-батыр".

    Этнофестиваль представлял собой демонстрацию культурного наследия, тесно связанного с природным фактором. Обе эти составляющие вошли в природно-культурный комплекс "Башкирский Урал", включенный в предварительный список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Региональные власти твердо намерены пройти весь путь до конечной цели - включения объекта в основной список.

    В преддверии визита делегации ЮНЕСКО в Башкортостане был создан Международный экспертный совет при региональном правительстве по сохранению палеолитического святилища в пещере Шульганташ (Каповой). Его первое заседание прошло на территории заповедника "Шульган-Таш", и ход дискуссии показал, что путь действительно предстоит трудный и долгий.

    Эксперты ЮНЕСКО побывали в пещере, полазили (в буквальном смысле слова) по ее многочисленным залам, своими глазами увидели наскальные изображения, нанесенные на стены по меньшей мере 14 тысяч лет назад и высказали мнения по поводу того, как корректно составить досье на объект, который номинируется в качестве природно-культурного, чтобы он был включен в список всемирного наследия.

    Алессандро Бальзамо предупредил, что в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО очень мало объектов смешанного характера, подобных "Башкирскому Уралу".

    - Вам по всем критериям надо будет представить на суд экспертов ЮНЕСКО веские аргументы, показывающие тесную взаимосвязь двух составляющих - культурной и природной, - отметил он.

    Предстоит немалый объем работы организационного и юридического свойства. Так, Стефано де Каро подчеркнул, что властям республики необходимо обеспечить управление объектом и его сохранность, то есть гарантировать полную безопасность от влияния внутренних и внешних факторов.

    Если с внешними все более или менее ясно (в течение 15 лет доступ в залы с рисунками для свободного посещения закрыт, а сама пещера находится в центре биосферного резервата, созданного два года назад), то с внутренними еще придется побороться. Речь идет о факторах, влияющих на сохранность наскальной живописи - повышенной влажности, микроорганизмах, негативно сказывающихся на состоянии рисунков.

    Необходимо предпринять комплекс мер по надежному закреплению красочного слоя, консервации изображений. Для этого придется обратиться к специалистам, которых во всем мире - единицы, поэтому оптимальный выход - готовить их в республике. Ресурсы для этого имеются.

    - Второй год в республике действует грантовая система поддержки значимых для Башкортостана имиджевых проектов, - сообщила вице-премьер правительства РБ, председатель Международного экспертного совета по сохранению палеолитического святилища в пещере Шульганташ Лилия Гумерова. - В этом году за счет гранта уже создан республиканский историко-археологический и ландшафтно-спелеологический музей-заповедник "Шульган-Таш".

    Председатель Российского национального комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, президент Российского национального комитета международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) Игорь Маковецкий отметил, что процесс подготовки номинационного досье в самом разгаре - в течение двух лет ведется колоссальная работа с российскими и зарубежными экспертами. Изучаются все материалы, которые были изданы за последние пять лет по наскальному искусству и методам консервации. Номинационное досье может быть представлено в ЮНЕСКО уже в сентябре.

    Поделиться