На пресс-конференции перед заездами организаторы шоу наперебой нахваливали чистое московское небо. Им было с чем сравнить: в прошлом году за формулическими болидами зрителям пришлось наблюдать под монотонным дождем.
Впрочем, праздник удался бы при любой погоде. Все-таки не каждый день можно увидеть вблизи болид легендарной "Феррари". В этот раз компанию итальянской конюшне составила "Катерхэм", а участниками шоу стали тест-пилоты этих команд - Марк Жене и Робин Фряйнс соответственно. Имена этих парней, быть может, не такие звучные, как у основных пилотов, однако на трассе оба показали, что в "Формулу" просто так не берут на любую роль.
Остальные участники шоу тоже были на уровне. За рулем своего "КАМАЗа" по Большому Москворецкому мосту к Васильевскому спуску выехал чемпион Дакара-2013 Эдуард Николаев, на радость зрителям устроив дрифт, а затем на большой скорости поехав на разворот по Кремлевской набережной.
В восторг привел публику француз Себастьян Шардонне, за рулем раллийного "Ситроена" наворачивая невероятные дуги и рисуя на асфальте один за другим "пончики".
Вновь приехал в Москву 15-кратный чемпион Книги рекордов Гиннесса Терри Грант - он уже давно снискал себе славу безумца, способного на самые отчаянные поступки. Оставляя свою "легенду" - маленькую железную "коробку" на колесах - крутиться вокруг своей оси, он забирается на крышу автомобиля и с улыбкой приветствует публику. Правда, в этот раз не обошлось без конфуза: машина в какой-то момент заглохла, и ее пришлось подтолкнуть, чтобы она снова завелась.
А изюминкой автошоу стала демонстрация ретроболидов "Сертис", гонявших в "Формуле" еще в 70-е годы. Зрители получили редкую возможность сравнить, насколько изменился подход к конструированию гоночных автомобилей за эти годы, а заодно послушать, как звучали "Королевские гонки" 40 лет назад. "Сертисов" в мире осталось всего три, и управляют ими только их владельцы. Кстати, несмотря на почтенный возраст, болиды находятся в боевой форме, регулярно участвуют в ретрогонках и даже побеждают.
Болельщики со стажем вообще в этот раз остались довольны., ведь специальным гостем шоу стал один из самых любимых гонщиков 90-х Жан Алези.
Несмотря на плотный график, француз нашел время, чтобы пообщаться с корреспондентом "РГ".
Месье Жан, это ваш первый приезд в Москву?
Жан Алези: Второй. До этого я был здесь с деловым визитом. А сейчас моя миссия здесь - рассказать об автоспорте и разделить с фанатами страсть к гонкам. Вообще, в России я побывал пока только в Москве, и она производит неизгладимое впечатление. Исторические здания, Кремль - все это выглядит совершенно иначе, нежели нам показывают по ТВ.
Сейчас у России один гонщик, Даниил Квят. Что скажете о нем?
Жан Алези: Он отлично стартовал в "Формуле-1". Это вершина для любого гонщика. И очень важно, как ты себя покажешь в первой гонке. Квят отлично провел Гран-при Австралии, и фанаты его признали. России повезло, что ее представляет такой гонщик: Даниил очень открытый, дружелюбный парень, в паддоке его все любят.
Когда нам ждать российских побед?
Жан Алези: Несмотря на то, что Россия - страна с богатой, долгой историей, российский автоспорт еще очень молод. Как мне кажется, на российских гонщиков оказывается мощнейшее давление, от них ждут только побед. Но, как я уже сказал, Квят пока только учится. Глупо ждать, что он сейчас возьмет и выиграет Гран-при: пока он в "Торро Россо", этого никогда не случится. Чтобы побеждать, нужно оказаться в "Мерседесе", "Феррари" или "Ред Булле". Давайте дадим ему время для этого. Думаю, через пару лет Даниил может оказаться на подиуме.
Завершая российскую тему: совсем скоро в Сочи пройдет Гран-при России...
Жан Алези: Никогда не был в Сочи, но смотрел ваши Олимпийские игры. Это было нечто восхитительное. Что касается Гран-при России, вы даже не представляете, насколько важно появление трассы в Сочи для продвижения автоспорта в вашей стране. С нетерпением жду момента, когда смогу туда отправиться. Я же сейчас работаю комментатором на французском телевидении. Так что ваше Гран-при ни при каких обстоятельствах не пропущу.
Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние "Формулы-1", когда исход гонки решается не за счет навыков пилота, а благодаря превосходству технологий?
Жан Алези: Таковы современные реалии. Человеческая эпоха закончилась, на смену ей пришла эпоха компьютерная. Гонщик - всего лишь элемент системы. Это эпоха, в которой нет ошибок. Успех зависит от возможности сделать болид более технологичным. Посмотрите на "Мерседес", гонщики которого сейчас лидируют в зачете чемпионата мира.
Неужели мы больше никогда не вернемся в те романтические времена, частью которых были и вы, когда многое зависело именно от гонщика?
Жан Алези: Не думаю. И знаете, это хорошо. Романтика романтикой, но сейчас другое время. Это как в искусстве: одна эпоха сменяет другую. Это естественный процесс. В автогонках происходит то же самое.
Говорят, вы серьезно занимаетесь карьерой сына. Наверно, мечтаете, чтобы он пошел по вашим стопам?
Жан Алези: О да. Жюльен моя страсть. Пока он участвует в картинге, с которого начинал и я. Стараюсь передать ему собственный опыт. Было бы здорово в один прекрасный момент увидеть его по телевизору в числе участников "Формулы-1".