В этих неблагоприятных условиях руководители страховых компаний сосредотачивают свое внимание на сохранении рентабельности, фокусируясь в основном на сокращении различных статей расходов, в том числе за счет улучшения качества портфеля. Качество услуг откладывается на потом, особенно это заметно в убыточных регионах.
Лидеры рынка воспринимают сложившуюся ситуацию довольно спокойно и ожидают, когда наступят благоприятные условия для захвата дополнительной доли рынка. А более мелкие игроки, не имеющие достаточных ресурсов, рискуют оказаться на грани банкротства или отзыва лицензии.
По мнению участников опроса, проведенного КПМГ в 2014 году, темп роста российского страхового рынка замедлится по всем направлениям, кроме страхования жизни, и не превысит 10%. Тогда как рынок страхования жизни будет расти на 25-30% за счет активного развития ипотечного кредитования. Однако этот сегмент занимает относительно небольшую долю в общем объеме добровольного страхования, поэтому он не окажет существенного влияния на развитие страхового рынка в целом.
Основным фактором замедления роста рынка страхования стали признаки экономического спада. Кроме прямого влияния негативных ожиданий клиентов свою роль сыграло также сокращение объемов потребительского кредитования и покупательского спроса.
В условиях макроэкономической стагнации, близкой к спаду, российский страховой рынок предпринимает активные меры для сохранения рентабельности. Большинство игроков рынка взяли паузу в ожидании дальнейшего развития событий. Лидеры страховой отрасли стараются сохранить свои долгосрочные стратегии развития и оптимизировать бизнес-процессы, повышая рентабельность за счет сокращения штата и зарплат. Менее крупным игрокам тоже приходится "затягивать пояса", что может иметь для них серьезные фатальные последствия.
Страховщики возлагают надежды на вступление в силу законопроекта, регламентирующего продажи полисов через Интернет. Использование этого инновационного канала продаж позволит страховым компаниям существенно сократить расходы на продвижение своих продуктов и персонал. "Это безусловный тренд, - считает Вадим Юрко, начальник управления маркетинга компании "Ингосстрах". - Во-первых, для страхователей онлайн-сервис по покупке полисов является более простым и удобным способом приобретения ряда программ; во-вторых, готовность компании быстро и энергично интегрироваться в интернет-сервисы кросс-продаж является для потенциального партнера (банка, автосалона) серьезным аргументом в пользу сотрудничества".
Средние ожидаемые коэффициенты убыточности по всем страховым продуктам выше, чем в 2013 году. Наименее рентабельными продуктами в 2014 году останутся КАСКО, ОСАГО и ДМС, наиболее рентабельными - страхование ответственности и страхование граждан от несчастных случаев. Привлекательность страхования имущества снизилась по сравнению с прошлогодними ожиданиями, что, возможно, связано с высокой убыточностью по договорам обязательного страхования опасных объектов.
Распространение на страховую отрасль действия Закона о защите прав потребителей негативно сказалось на автостраховании, повысив его убыточность. Основными причинами этой тенденции стали рост уровня мошенничества и увеличение судебных расходов.
Российский союз автостраховщиков (РСА) ожидает дальнейшего роста мошенничества на рынке моторного страхования со стороны страхователей. Связаны эти ожидания с грядущим повышением лимита выплат по европротоколу с нынешних 25тыс. до 400 тыс. рублей в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов. Кроме профессиональных мошенников в страховании много мошенников бытовых, случайных, считает глава РСА Павел Бунин, поскольку граждане в массовом порядке считают, что обмануть страховую компанию не зазорно. "Даже по опросу люди считают это нормой", - говорит Павел Бунин.
Большинство опрошенных руководителей страховых компаний планируют скорректировать убыточность своих портфелей путем соответствующего увеличения тарифов и ограничения продаж в заведомо убыточных регионах. Почти половина респондентов хотели бы полностью отменить регулирование тарифов по ОСАГО, что позволило бы им существенно снизить убыточность данного продукта.
Зато о создании мегарегулятора на базе ЦБ РФ страховой рынок отзывается позитивно. "Регулятор готовит свои предложения и с нами советуется, - говорит президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. - Но в полной мере эта совместная работа будет возможна только тогда, когда будет принят закон о саморегулировании на финансовых рынках. В настоящий момент я бы назвал это самодеятельностью масс. Мы удовлетворены тем, как развиваются наши отношения с ЦБ, и рассчитываем, что такая планомерная работа продолжится в русле перевода рынка на рельсы саморегулирования".