Но 140-летие со дня рождения Сергея Тимофеевича Коненкова стало, к счастью, поводом обратиться к его творчеству. В залах ММСИ на Гоголевском бульваре, 10 была открыта выставка его работ, а в мемориальном музее "Творческая мастерская С.Т.Коненкова" на Тверской, 17 обновили экспозицию мемориального кабинета.
"Нам показалось интересным попытаться воссоздать обстановку того кабинета и мастерской, которые были у Коненкова в Нью-Йорке, где они с женой прожили с 1924 года, - рассказывает Светлана Леонидовна Боброва, директор музея-мастерской скульптора, - Коненков не так часто касался в своих воспоминаниях тех лет, что провел в Америке. Наша выставка - попытка исследования тех страниц творчества Коненкова. Кроме обстановки кабинета, мебели в стиле ар-деко, его письменного стола, здесь можно впервые увидеть портреты скульптора, написанные Николаем Фешиным, Борисом Григорьевым и Борисом Шаляпиным. Сын знаменитого певца был талантливым графиком, художником журнала "Лайф". Мы старались не перегружать обстановку мемориального кабинета, но показываем карту космоса (у Коненкова была замечательная коллекция таких карт), календари майя, фото египетских пирамид... Коненков в США серьезно увлекся теософией.
Среди неожиданностей выставки - рисунок поверх обложки "Огонька". Видна часть снимка вихревого народного танца. Он исчезает в абстракции, из которой проступает новый образ - седобородого Саваофа. Но это поздняя работа 1960-х годов...
Светлана Боброва: Он не просто рисовал, он процарапывал поверхность обложки. Коненков много экспериментировал, искал новые формы вплоть до последних лет жизни. Он, например, пытался соединить скульптуру и музыкальные инструменты. Одна из последних работ "Космос" должна была звучать и двигаться. Фактически речь шла о кинетической скульптуре. Этот проект он не успел закончить. Но у нас в музее-мастерской можно увидеть его работу "Песни Земли". Это была звучащая скульптура. Коненков в переплетение корней дерева включил механизм колесной лиры или арфы-лиры. Это старинный народный инструмент, на котором он сам играл. Надо сказать, что Сергей Тимофеевич играл на многих инструментах. В Нью-Йорке собрал огромную коллекцию музыкальных инструментов. Музыку он любил страстно. И если в молодости он создал мраморный портрет Баха, то в конце жизни соединяет скульптуру с арфой-лирой.
Деревянная мебель, сделанная в Америке, тоже своего рода симбиоз - органики дерева, скульптуры и предметов интерьера...
Светлана Боброва: Он использовал корневища и пни из парка Нью-Йорка для создания этих работ. Очень любил эти работы. Во всяком случае, когда коллекционер из семейства Рокфеллеров выразил желание купить эту мебель, Сергей Тимофеевич не захотел с ней расстаться.
Он много работ привез из Америки?
Светлана Боброва: Советское консульство зафрахтовало пароход, чтобы Коненков смог привезти все свои работы, какие хотел. Кроме фантастической мебели он привез скульптуры, в том числе итальянского периода 1928 года ("Пророк", образы Христа). У нас в музее-мастерской самая большая коллекция работ американского периода.
20 лет жизни в США для Коненковых не были эмиграцией?
Светлана Боброва: Коненков приветствовал революцию. Я уж не говорю о таком известном факте, что в 1905 году он продавал свои работы, чтобы купить оружие для рабочих на баррикадах. Выходец из крестьянской среды, он был страстным, увлекающимся человеком. В конце1923 года сопровождает выставку русского и советского искусства в США. Выставка пользовалась большим успехом. А что касается того, что Коненков остался в Нью-Йорке... Как он сам говорил, было очень много заказов, и он пытался выполнить их в срок.
Помощь жены в получении этих заказов была существенной?
Светлана Боброва: Она была принципиальной. Она стала, как мы бы сейчас сказали, персональным менеджером мужа в Нью-Йорке, искала заказы, показывала его искусство. Коненков пользовался огромной популярностью в Америке.
Но, конечно, главным фактором стал успех русского скульптора на выставке в Филадельфии в 1926 году, где его работы получили серебряную медаль. После этого у него было очень много заказов. В том числе - от Института Рокфеллера в Нью-Йорке, где работал цвет мировой науки. По заказу этого института Коненков создает скульптурные портреты физика Альберта Эйнштейна, антрополога Франца Боаса, бактериологов Саймона Флекснера и Хидго Ногучи... В это же время у него появляется большой заказ от Верховного суда в Вашингтоне. Он делает знаменитый портрет Рахманинова по заказу фирмы Steinway, который до сих пор украшает холл ее корпоративного здания в Нью-Йорке. Помимо этого были частные заказы и работы для себя....
Сергей Тимофеевич подозревал о роли, которую играла его жена как одна из "надежных агентов", говоря словами Судоплатова, советской разведки?
Светлана Боброва: Кому интересны домыслы? Подозревал, не подозревал. На его таланте скульптора это никак не сказалось. Думаю, в то время, когда шла Вторая мировая война и когда Германия двигалась к созданию нового оружия, работа над "атомным проектом" для всех его участников выглядела совсем не так, как мы сегодня себе представляем.
В одном из писем Альберта Эйнштейна Маргарите Коненковой, которые чудом сохранились, можно найти комментарий, объясняющий многое: "Однако ты знаешь, что я с беспокойством отношусь к чрезмерному проявлению патриотических чувств. Я делаю все, что могу, чтобы убедить людей в необходимости мыслить космополитично, благоразумно и справедливо. Скептик с тонким вкусом сказал однажды о споре между чувством и разумом: более умный уступает. Это - конечно, разум. Я могу только надеяться на то, что в великом деле борьбы за мир люди не будут руководствоваться этим правилом".
Благодаря выставкам в мемориальном музее С.Т.Коненкова и на Гоголевском бульваре возникло странное ощущение, что работы Коненкова, как и тайны его жизни, еще ждут своего открытия...
Светлана Боброва: Коненков прожил долгую жизнь - без трех лет век. И каждый период его творчества не похож на другой. Я убеждена, что его работы, кочень многое могут сказать новым зрителям.