Не удалось в полной мере согласовать поправки, которые определяют применение антимонопольного законодательства к объектам исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это "домашнее задание", которое надо будет еще дополнительно проработать. И, видимо, чуть позже мы выступим с соответствующими инициативами.
Остальные наши предложения нашли отражение в четвертом антимонопольном пакете. Мы считаем, что пакет направлен на либерализацию антимонопольного законодательства. В результате его принятия должно произойти существенное сокращение количества дел. Антимонопольный орган должен сконцентрироваться на серьезных делах, которые представляют существенную угрозу российской экономике, и этому способствует очень много нововведений, которые предлагаются. В частности, расширяется институт предупреждения в отношении субъектов, занимающих доминирующее положение, который позволит практически все договорные споры со своими контрагентами вывести из-под антимонопольных санкций, если монополист в срок, установленный антимонопольными органами, сможет исправиться. В частности, заключить договор, снять невыгодные условия договора, исключить недискриминационные условия и т.д.
Очень большую дискуссию вызвала норма, которая наделяет правительство правом утверждать правила недискриминационного доступа для хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю на товарном рынке. То есть долю более 70% товарного рынка, такая доля приближает его к монополисту. Правительство, в случае, если такая ситуация имеет место и происходит нарушение антимонопольного законодательства, может принять правила недискриминационного доступа, в которых определить порядок доступа к монопольному товару.
Следующий механизм, направленный на снижение степени участия государства в экономике, - механизм предварительного согласования создания государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий. Суть его в том, что ГУПы и МУПы не должны работать на конкурентных рынках. Конкурентные рынки должны обслуживаться предпринимателями, которые не являются государственными компаниями.
Антимонопольная служба наделяется полномочиями по согласованию при создании ГУПов и МУПов. Если ГУП или МУП создается на конкурентном рынке, то такое согласие будет невозможно. ГУПы и МУПы возможны только на том рынке, где отсутствует конкуренция или конкуренция существенно ограничена. То есть иными способами удовлетворить потребности населения будет невозможно. Такие рынки, безусловно, есть - это социально значимые рынки.
- Что может существенно снизить административную нагрузку на бизнес?
Сергей Пузыревский, начальник правового управления ФАС России: Отказ антимонопольной службы от реестра субъектов, занимающих долю свыше 35%. Сейчас практически все сделки по слияниям и поглощениям, в которых участвуют так или иначе эти компании, осуществляются с предварительного согласия. Исключение реестра существенно сократит количество сделок, которые потребуют предварительного согласия антимонопольного органа. Одновременно появляется норма, которая конкретизирует порядок создания и деятельности на российских рынках совместных предприятий. Для того чтобы отграничить каким-то образом легальную деятельность совместных предприятий и субъектов, действующих по договору о совместной деятельности, от преступного картеля, вводится предварительное согласование создания совместных предприятий или заключение договоров совместной деятельности по правилам экономической концентрации. Для того чтобы внести ясность, предлагается подробно регламентировать процедуру осуществления совместной деятельности и предоставить компаниям индульгенцию того, что завтра к ним не придет антимонопольный орган и не обвинит в картельном сговоре.
- Каким статусом наделяется президиум ФАС России?
Пузыревский: Законопроект определяет правовой статус Президиума ФАС России, у которого появится право объяснять применение антимонопольного законодательства. Такое право сейчас есть у антимонопольного органа. Сегодня руководитель или замруководителя ФАС России могут давать разъяснения. С принятием законопроекта это будет делать коллегиальный орган, куда входят все руководители антимонопольной службы. Учитывая более высокий статус этого органа, разъяснения антимонопольного законодательства станут более значимыми. Одновременно президиум будет принимать решения об отмене решений территориальных органов в случае, если они нарушают единообразие практики применения и существенно ограничивают права и свободы хозсубъектов. Мы считаем, что в первой половине 2015 года эти нормы вступят в силу.
- ФАС России предлагает ввести новую норму о компенсации в закон о конкуренции. Какова цель?
Пузыревский: В "дорожной карте" "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" предусматривается ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности защиты прав потребителей, и в том числе установление кратных убытков за нарушение антимонопольного законодательства. В рамках реализации этого направления мы подготовили проект федерального закона, который предусматривает, что лицо, права и интересы которого были нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе потребовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков, определяемых в соответствии с гражданским законодательством, компенсацию. Размер ее может быть от одного до 15% от стоимости товара, реализованного с нарушением антимонопольного законодательства. Этот размер будет определяться по решению суда, исходя из характера совершенного правонарушения. В основном это будет касаться ценовых нарушений. Если будет установлено, что потребители в период действия картеля или манипулирования рынком приобретали товар, то они могут подсчитать свои убытки. То есть из монопольно высокой цены вычесть справедливую рыночную цену. Либо, если подсчитать это невозможно, можно потребовать возмещения компенсации. Компенсация считается проще. Надо представить документ, подтверждающий факт приобретения товара, - чек, и от этой суммы можно требовать от 1 до 15% компенсации. Введение такого альтернативного способа возмещения убытков существенно активизирует возможности защиты пострадавших потребителей и будет эффективным стимулом для участников экономических отношений более внимательно относиться к соблюдению антимонопольного законодательства. Сейчас гражданско-правовая ответственность практически не работает, мы имеем эффективный механизм применения лишь административных санкций. Факт нарушения может установить антимонопольный орган или суд. Единственная разница в том, что антимонопольный орган сам собирает доказательства, если же потребитель обратится в суд, то тогда он должен будет действовать самостоятельно. Конечно, надо сделать все возможное, чтобы нововведение не привело к необоснованному сутяжничеству и взысканию с компаний завышенных сумм. В октябре законопроект должен быть внесен в правительство, я не исключаю серьезных дебатов по поводу такой серьезной нормы, повышающей возможности взыскания причиненных убытков.
- Есть ли подобный опыт в мире?
Пузыревский: Классический вариант взыскания убытков - в США. Там пострадавший взыскивает трехкратный размер. В наших условиях это было бы чрезмерным. Но в Америке это работает. В меньшей степени такое возмещение получает свое развитие в ЕС и Великобритании.
- Юридический форум в Санкт-Петербурге подсказал новые идеи совершенствования действий антимонопольной службы?
Пузыревский: Одной из тем было развитие международной интеграции в расследованиях антимонопольных правонарушений. Оценивая достижения друг друга, можно успешно искать новые способы регулирования отношений. Важно взаимодействие в рамках существующих интеграционных образований. Создание наднационального органа, который будет отвечать за антимонопольные дела, станет знаковым событием. Вся необходимая правовая база готова, и скоро мы услышим о первых антимонопольных делах. Важным интеграционным образованием является взаимодействие на уровне государств - участников БРИКС. Продолжаются взаимодействия, несмотря на сложную политическую обстановку со странами Евросоюза, а также другими странами.