Сегодня 11-12 процентов населения страны живет в областях с высоким уровнем доходов, где у властей есть ресурсы. Две трети - там, где ресурсов недостаточно, но они есть. Огромное значение для дальнейшего развития этих территорий имеют институты, правила игры в бизнесе и политике. Поэтому необходимо улучшать инвестиционный климат и институциональную среду.
Неравенство между регионами росло примерно до середины 2000-х. Как только в страну пошли гигантские нефтяные деньги, их стали перераспределять. Бюджетам выделяли очень большие трансферты, за счет масштабного перераспределения ренты неравенство стало смягчаться. Но когда финансирование идет в области, где средства тратят неэффективно, может замедлиться развитие всей страны. Тут должен быть правильный баланс, который найти непросто. Ведь чем больше инвестиций получают слабые регионы, тем выше шанс, что там будут способны повысить человеческий капитал. Выделенные средства просто надо лучше тратить и четче контролировать, как это происходит.
То есть распределение ренты не смогло сгладить неравенство внутри территорий. При этом в целом выросли среднедушевые доходы населения. Медленнее шло выравнивание заработной платы, потому что в доходах большую роль играют пенсии и пособия, которые повышали. И еще медленнее сокращалось неравенство регионов по уровню бедности, потому что в стране нет адресной социальной помощи. Финансы распределяются по категориям. Соответственно, таргетированное вытаскивание из бедности как инструмент в России пока не очень освоен.
Экономическое неравенство опасно, когда оно сверхвысокое. Когда же оно такое, как сегодня в российских регионах, то можно развиваться. Деньги концентрируются в лучших местах. Многие области привлекают инвестиции, которые, прежде всего, являются средствами частного капитала. На бюджеты в России приходится только 20 процентов всех инвестиций, поступающих в регионы.
Логика государственного финансирования заключается в том, что сначала средства вкладывают в улучшение инфраструктуры. Следом, в свою очередь, сюда начинают входить частные деньги. Именно так предприниматели выбирают области для инвестиций. Бизнес создает новые рабочие места там, где есть конкурентные преимущества - в Москве, Томске, Новосибирске, Калининграде, но не пойдет в Мордовию, Ингушетию, немалую часть территорий Крайнего Севера, где нет нефти и газа.
Таким образом в период экономического роста в стране растет и дифференциация. Потому что у сильных, конкурентоспособных регионов быстрее снижается безработица, а там, где у нее всегда высокий уровень, ничего не меняется.
На сегодняшний день территории с максимальными подушевыми инвестициями - это нефтегазовые регионы. Вторая группа лидеров - крупнейшие агломерации федеральных городов.