Начнем с очевидного: ситуация с таким количеством беженцев для нашей страны - нештатная. Поэтому удивляться тому, что возникают какие-либо сложности, не стоит.
Интернет сейчас пестрит полярными сообщениями: одни говорят, что ситуация с беженцами ужасна, люди находятся на грани, у них нет ничего для жизни, поэтому им надо срочно помогать. Неравнодушные россияне скидываются деньгами, привозят все необходимое - одежду, игрушки, лекарства. Потом выясняется, что это все не нужно, а нужно совсем другое. Это дает волну новой дезинформации. Другой тип сообщений - о том, как все гладко и славно, мол, механизм приема и размещения граждан Украины работает как часы. Истина где-то посередине.
Нижегородец-волонтер Петр Блинов, прочитав в соцсетях сообщения о прибывших в область сотнях беженцев из Луганска и размещенных в санатории "Янтарь", еще в начале июля решил проверить все сам.
- Официальных комментариев получить не удалось, директор санатория занят проверками и текущими делами. Да и кто я для него? Сотрудник прокуратуры отослал в областную прокуратуру, МЧСовцы давать комментарии не уполномочены. Говорю, что видел лично. В санатории "Янтарь" в Кстовском районе находятся жители Луганской и Донецкой областей Украины. На данный момент там находится 60 человек, из них 33 ребенка. Живут они в корпусах санатория. Нескольким семьям временно предоставили свое жилье жители области. Находящиеся там ждут статус беженца или вынужденного переселенца (точно никто не знает), о сроках предоставления им также ничего не известно, - рассказал "РГ" Петр Блинов. - Уезжали, просто закрыв дома на ключ. У них здесь четырехразовое питание, с детьми постоянно находятся психологи МЧС, да и сами беженцы постепенно обустраивают свой быт, насколько могут. Все люди осмотрены врачом. Питанием, одеждой, включая теплую, и медикаментами обеспечены полностью. Часть помощи они готовы отправить в Ростовскую область и другим нуждающимся.
Вчера в санатории "Янтарь" побывал заместитель губернатора Нижегородской области Дмитрий Сватковский. Журналистов в эту поездку официально не приглашали, но "РГ" удалось присоединиться к высокопоставленным чиновникам и своими глазами убедиться, что с начала июля особо ничего не изменилось, и отсутствие информации все так же тревожит людей, вынужденных покинуть свою родину из-за войны.
На приехавших журналистов обитатели "Янтаря" сразу же налетели с вопросами. Поначалу они категорически отказались заполнять анкеты на получение статуса временного переселенца, которые предложили им сотрудники ФМС. Главная причина - непонимание.
Тамара Сычева приехала из Луганской области, вместе с ней семья, всего - пять человек. "Угнетает неопределенность: какую помощь нам ждать от властей, а где рассчитывать только на себя. Привезли и бросили, никто ничего не объяснил", - сетует женщина.
Шахтер Артем Устич для себя уже все решил: "Я приехал потому, что не хочу, чтобы двух моих детей убили. Я согласен на любую работу, остаюсь здесь, хочу статус беженца".
Майя Пячай приехала с мужем и трехнедельной дочкой. "Проблема жилья для нас решена, нас приютит семья нижегородки Миланы Никоркиной. Но проблем с медицинским обслуживанием новорожденного ребенка и трудоустройством не убавилось", - рассказала она.
Ситуация у всех людей разная, но объединило их одно: они бежали от войны, а попали в полную неопределенность. При этом сначала их поселили в более комфортные номера, а затем попросили переместиться в менее удобные. Дело в том, что в "Янтарь" прибыла также группа спортсменов, оплативших свое проживание чуть ли не за полгода. Но в условиях информационного вакуума люди восприняли свое переселение как движение вниз - мол, в ближайшее время вообще попросят освободить санаторий.
Дмитрий Сватковский успокоил всех вынужденных переселенцев: никто их выгонять не будет.
- Вам дается 90 дней, чтобы определиться, хотите ли вы остаться гражданами Украины или же получить российское гражданство, статус беженца и все положенные этому статусу условия. Для этого вы должны заполнить анкеты на получение временного убежища и в течение трех месяцев решить, что вы намерены делать дальше, - пояснил он.
Тех же, кто уже определился со своим будущим и хочет остаться в России, ждет вполне конкретная процедура оформления.
- Беженец - это юридический статус. Его в Российской Федерации могут получить лица, ходатайствующие об этом перед уполномоченными органами. Поэтому прибывающие спецбортом граждане Украины на данный момент имеют статус временных переселенцев, - пояснили в управлении МЧС по Нижегородской области, комментируя прибытие новой партии людей, бегущих от войны.
Дмитрий Сватковский также назначил ответственного за информирование людей, а через две недели пообещал проверить, как идет работа. После его отъезда первое, что сделали вынужденные обитатели санатория "Янтарь", - принялись заполнять анкеты на получение статуса временных переселенцев.